Стр. 7 - v2101_block.indb

Упрощенная HTML-версия

Вести в электроэнергетике | № 1 (111) 2021
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
5
выполнение всех планов и мероприятий. В части га-
зификации регионов существует много «серых»
зон и нестыковок, в том числе правового порядка.
Та модель газификации, которая действует сегод-
ня, требует совершенствования, более системного
комплексного подхода. В частности, нужны более
чёткие решения по источникам финансирования га-
зификации, механизмам реализации схем газифи-
кации в каждом субъекте РФ и общая координация
работы со стороныМинэнерго России. Вот над этим
мы сейчас работаем.
Не менее актуальна и давняя российская про-
блема — бесхозные сети. Бесхозных сетей, будь то
газовые, электрические или тепловые, у нас не так
много. Но, как правило, это последняя миля, то
есть те сети, которые доходят до конкретного по-
требителя. Бесхозные сети возникли по разным
причинам, но из-за них по факту между поставщи-
ком и конечным потребителем отсутствует сетевая
компания. Такая ситуация часто характерна для
садовых товариществ, для отдельных поселений
или посёлков, в том числе тех, что первоначально
создавались как сезонные, а потом в рамках дач-
ной амнистии стали для людей постоянным местом
жительства. Бывает, что собственник отказывается
от сетей, потому что содержать их нерентабельно,
а бывает, что собственник просто не определён. Это
создаёт проблемы.
Процедура постановки таких сетей на баланс
примыкающих сетевых организаций есть. Она осу-
ществляется через муниципальное образование, ко-
торое несёт ответственность за обеспечение поселе-
ния теплом, газом, электричеством. Однако прежде,
чем продать или передать бесхозные сети, обычно
находящиеся в очень плохом состоянии, сетевой
организации, муниципальное образование должно
привести их в порядок, довести до нормативного со-
стояния. А это требует денег и специалистов, кото-
рых у муниципалитетов нет. «Просто так» передать
бесхозные сети компаниям (в том числе и с госу-
дарственным участием) почти невозможно. Во-пер-
вых, сразу возникает вопрос: на каком основании?
А во-вторых, брать на баланс такие сети энергоком-
пании не хотят, потому что перед ними сразу вста-
ёт множество проблем не только технического, но
и финансового, и правового характера.
Тюменская областная Дума внесла в Комитет ГД
по энергетике предложения по борьбе с бесхозными
сетями, их приватизации сетевыми организациями
и постановке на баланс, определению источников
финансирования. Эти предложения наш комитет
обсудит с экспертами на своих заседаниях. Необхо-
димо выработать такое компромиссное решение по
передаче бесхозных сетей в хозяйские руки, кото-
рое бы в целом удовлетворило всех участников про-
цедуры — муниципалитеты, региональные власти,
потребителей, сетевые компании. Как создать под
это приемлемую законодательную базу — задача Ко-
митета ГД по энергетике на весеннюю сессию. Нам
важно, чтобы принимаемый по данной тематике за-
конопроект помог решить вопрос бесхозных сетей,
не создавая при этом новых проблем.
— Главной темой прошедшего года стали пан-
демия COVID-19 и ускорение перехода к без-
углеродной ВИЭ-энергетике. Насколько успешно
российская энергетика справляется с этими вызо-
вами? Какие проблемы требуют особого внима-
ния?
— Что касается кризиса, то я об этом уже не-
много сказал, но хочу добавить следующее. Если
вы посмотрите на историю кризисов в стране
и в мире, — увидите, что во все времена энергетика
их успешно преодолевала. Как бы ей трудно ни при-
ходилось. Каждый мировой кризис приводил к сни-
жению спроса на энергоресурсы и энергопотребле-
ние. В этом плане кризис пандемии коронавируса
в 2020 году ничем не отличается ни от финансово-
го кризиса 2008-го, ни от экономического кризиса
2014 года.
Отличительная черта рыночной экономики со-
стоит в том, что цена на энергоресурсы формирует-
ся на основе спроса и предложения. В 2020 году мы
столкнулись с обвальным падением цен на нефть на
мировом рынке. Негативные тенденции появились
ещё до пандемии, а в период эпидемии они усили-
лись. Это плохо отразилось на энергетическом сек-
торе, ударив по инвестиционной составляющей от-
расли: в прошлом году инвестиции в нефтегазовый
сектор снизились на 30% со всеми вытекающими
последствиями.
Волатильность рыночных цен, являющаяся на
самом деле показателем конкуренции на мировом
рынке, при резких скачках не играет на пользу от-
расли. Поэтому она должна находиться в каком-то
коридоре. Такой «коридор» был определён механиз-
мом ОПЕК+, в разработке которого непосредствен-
ное участие приняла Россия. В результате ситуация
на нефтяном рынке выправилась.
Электроэнергетическим компаниям в период
пандемии тоже пришлось непросто: произошло сни-
жение выручки и инвестиций, что привело к отсроч-
ке реализации многих инвестиционных проектов.
Теперь о тренде на развитие «зелёной» энерге-
тики. Он был задан давно, и никто не спорит, что
возобновляемая энергетика должна развиваться.