Стр. 9 - VESTI-NEWS - 4(84) 2016-demo.indd

Упрощенная HTML-версия

7
Вести в электроэнергетике │ № 4 (84) 2016
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
ной, что предполагало один центр управления, своё
чётко закреплённое место и функционал у каждой
единицы оборудования в энергосистеме, меньшую
гибкость в принятии самостоятельных решений,
и за счёт этого – высокие показатели надёжности
функционирования.
На второй путь свернули многие другие страны,
в первую очередь – западные. Крупные энергоси-
стемы появились в них гораздо позже, да и то после
вмешательства государства, поскольку задачи по-
вышения надёжности электроснабжения потреби-
телей, в конце концов, пришлось решать, и решать
властными рычагами. Сейчас и на североамерикан-
ском континенте, и в Европе существуют крупные
энергосистемы и межстрановые энергообъедине-
ния. Но многие эксперты считают, что системные
эффекты в них в силу исторического наследия в
полной мере не используются до сих пор. Об этом,
кстати, говорят масштабные блэкауты, через кото-
рые та же энергосистема США прошла за послед-
ние полвека несколько раз, тогда как в энергосисте-
ме СССР этого ни разу не случалось – именно из-за
максимального использования системных эффек-
тов надёжности.
В любом случае сейчас, в начале XXI века, спо-
рить о выборе энергетического пути кажется столь
же бесполезным и бессмысленным, как дискутиро-
вать о правильности капитализма и социализма – и
у того, и у другого найдутся убеждённые сторонни-
ки, которые с аргументами в руках докажут все не-
достатки своих противников. Но, несмотря на это,
находятся люди, которые подобный спор затевают.
ЗАЧЕМ ПЛАТИТЬ БОЛЬШЕ?
В июле на интернет-портале regulation.gov.ru,
предназначенном для публичного обсуждения за-
конопроектов, появился проект закона о внесении
изменений в Федеральный закон «Об электроэнер-
гетике» № 35-ФЗ, предусматривающих создание об-
щественной отраслевой организации – Ассоциация
«Совет по надёжности и развитию ЕЭС России».
Инициатором внесения изменений в базо-
вый закон российской электроэнергетики стало
Минэкономразвития России. Разработчики законо-
проекта предлагают передать этой общественной
организации ряд функций, связанных с обеспечени-
ем надёжности работы Единой энергосистемы стра-
ны и её развития.
К примеру, Совет по надёжности должен ана-
лизировать экономическую эффективность ин-
вестпрограмм субъектов отрасли на стадии их раз-
работки, а также отслеживать эффективность их
реализации; оценивать воздействие применения
обязательных требований надёжности в электро-
энергетике на цену на оптовом рынке электроэнер-
гии и мощности; участвовать в осуществлении кон-
троля за фактическим техническо-экономическим
состоянием объектов электроэнергетики и рассле-
довании причин аварий, влияющих на системную
надёжность ЕЭС России; участвовать в разработке
схем и программ развития ЕЭС России, прогнозиро-
вании производства и потребления электроэнергии,
формировании технологического резерва мощно-
стей, осуществлять ещё ряд функций, традиционно
считавшихся технологическими.
Большинство из этих задач в настоящее вре-
мя решают Министерство энергетики РФ, ОАО
«Системный оператор Единой энергетической си-
стемы» (компания, отвечающая за диспетчериза-
цию в ЕЭС России) и Ассоциация «НП Совет рын-
ка» (отраслевой общественный регулятор работы
оптового рынка электроэнергии и мощности).
Вот лишь один пример. Сейчас целесообраз-
ность внесения того или иного объекта в инвести-
ционные программы энергокомпаний оценивает
Системный оператор. Минэкономразвития счита-
ет, что Системный оператор, выполняя важные для
отрасли задачи обеспечения стабильного функци-
онирования ЕЭС России, заботится только о техно-
логической составляющей при оценке инвестпро-
грамм и не обращает внимания на их затратность.
В итоге такие крупные собственники, как, например,
Федеральная сетевая компания тратят гораздо боль-
ше денег на строительство сетей, чем могли бы. Эти
дополнительные затраты ложатся на российский биз-
нес, так как ПАО «ФСК ЕЭС» финансируется за счёт
тарифа – то есть за счёт платежей субъектов отрасли.
Указанная сфера деятельности Совета по на-
дёжности дублирует полномочия федеральных
органов исполнительной власти (Минэнерго
РФ, Ростехнадзора), а также организаций тех-
нологической и коммерческой инфраструктуры
ОРЭМ («СО ЕЭС», «НП Совет рынка»).
При этом законопроектом не предусмотрено
чёткого разделения сфер деятельности Совета
по надёжности и Ассоциации «НП Совет рын-
ка», имеющих практически идентичные соста-
вы и цели деятельности.
Работа по обеспечению надёжного и эконо-
мически эффективного функционирования ЕЭС
должна быть продолжена в рамках существую-
щих механизмов регулирования в электроэнер-
гетике.
Александр ХВАЛЬКО,
заместитель генерального директора – дирек-
тор по сбыту ОАО «Концерн Росэнергоатом»