Стр. 13 - VESTI-NEWS_4(108)-2020-demo

Упрощенная HTML-версия

Вести в электроэнергетике | № 4 (108) 2020
В НТС ЕЭС
25
Надеюсь, что сегодняшнее обсуждение пройдет
традиционно в конструктивном виде и будет спо­
собствовать ускорению внедрения отечественного
двигателя ГТД‑110М в серийное производство.
С докладом «О модернизации газотурбинного
двигателя ГТД‑110М» выступил А.Н. Климов —​
главный конструктор ООО «ИЦ „Газотурбинные
технологии“» (доклад подготовлен совмест‑
но с В.В. Романовым — ​техническим дирек‑
тором ООО «ИЦ „Газотурбинные техноло‑
гии“» и С.М. Скиртой — ​главным специалистом
ООО «ИЦ „Газотурбинные технологии“»).
В докладе отмечено, что направления по разви­
тию конструкции, обеспечению надёжности и по­
вышению эксплуатационных показателей ГТД‑110
были определены по результатам работы эксперт­
ной комиссии, которая была организована по ини­
циативе ПАО «Интер РАО», ОАО «РОСНАНО»,
ОАО «УК „ОДК“».
Для реализации проекта ГТД‑110М груп­
пой компаний был создан инжиниринговый центр
ООО «ИЦ „Газотурбинные технологии“», задачей
которого была модернизация двигателя ГТД‑110
в целях повышения надёжности его работы и уве­
личения паркового ресурса, а также доведения тех­
нических характеристик до уровня зарубежных ана­
логов газотурбинных двигателей в данном классе
мощности.
Работа по проекту началась в середине 2014 г.
Основными направлениями были устранение недо­
статков, дефектов и замечаний, выявленных в про­
цессе опытной и промышленной эксплуатации.
Работы проводились с привлечением наиболее ком­
петентных в области газотурбостроения предприя­
тий и институтов: ПАО «ОДК-Сатурн», ОАО «НПО
ЦКТИ», ОАО «ВТИ», АО «НПО „ЦНИИТМАШ“»,
ПАО «Кузнецов», ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Ба­
ранова», ООО «ТСЗП», ЗАО ТД «Галион»,
ООО «Альфа-­Транзит».
В ходе выполнения проекта разработан ряд тех­
нологических и конструктивных мероприятий, по­
зволяющих устранить ранее выявленные проблемы
и обеспечить требуемые показатели надёжности.
Все модернизированные узлы, аппараты и детали
прошли испытания и проверку эффективности на
стендах ПАО «ОДК-Сатурн», ОАО «НПО ЦКТИ»,
ОАО «ВТИ» и в составе опытного двигателя
ГТД‑110 заводской № 2, а затем внедрены на серий­
ный двигатель ГТД‑110 заводской № 6, находящий­
ся в опытно-промышленной эксплуатации в ячейке
второго энергоблока Ивановских ПГУ.
Наиболее важными с точки зрения обеспечения
ресурса являются мероприятия по рабочей лопатке
первой ступени турбины и штатной камере сгора­
ния. Конструктивные и технологические меропри­
ятия разрабатывались с учётом возможности па­
раллельной проверки и обеспечения опережающей
наработки на серийных двигателях в ячейках энер­
гоблоков Ивановских ПГУ.
Кроме мероприятий по рабочей лопатке пер­
вой ступени турбины, проведена оптимизация теп­
лового состояния сопловых аппаратов турбины,
изменено количество сопловых аппаратов первой
и второй ступеней для снижения динамического
воздействия на рабочие лопатки, разработаны со­
ставы и технология нанесения термобарьерных
и износостойких нано­структурированных покры­
тий, выполнена доработка трубопроводов обвязки
воздухо­охладителей.
Целый ряд работ проведён по моделированию,
верификации и оптимизации вибрационного со­
стояния системы роторов. На основании расчёт­
но-исследовательских и опытных работ создана
конструкция и выпущена документация на модер­
низированные узлы.
Значимой частью проекта была разработка
мало­эмиссионной камеры сгорания (МЭКС) на
уровень вредных выбросов NO
x
25 ppm в диапазоне
50–100% номинальной мощности турбины. По ре­
зультатам проекта проведены испытания при пол­
ных и частичных нагрузках, выпущена конструктор­
ская документация и изготовлен комплект МЭКС
для подтверждения заданных характеристик в со­
ставе двигателя ГТД‑110М. Для проведения испы­
таний в составе двигателя подготовлены обновлен­
ные алгоритмы САУ и дополнительные системы
розжига, контроля пульсаций и эмиссии.
Помимо газовой турбины, проведены меропри­
ятия по улучшению эксплуатационных показателей
систем ГТЭ‑110. Усовершенствованы тепло- и зву­
коизоляция, снижены гидравлические потери во
входном тракте ГТД. Разработаны и внедрены ме­
роприятия по устранению вибрации выхлопного
газо­хода.
Отдельным этапом реализации проекта являют­
ся испытания основных деталей и узлов на восста­
новленном и модернизированном опытном двигате­
ле ГТД‑110М заводской № 2.
Выполнено пять этапов испытаний, в ходе ко­
торых проведены термо- и тензометрирование ра­
бочих лопаток и дисков 1–4 ступеней турбины, тер­
мометрирование деталей статора турбины и деталей
камеры сгорания.