Стр. 13 - VESTI-NEWS_5(103)-2019-demo

Упрощенная HTML-версия

Вести в электроэнергетике | № 5 (103) 2019
ОТРАСЛЕВАЯ ОТЧЁТНОСТЬ
25
Существующая система информационно-анали-
тического обеспечения разработки и мониторинга
реализации энергетической политики складывалась
годами и на настоящий момент укрупнённо состоит
из системы государственного статистического на-
блюдения и отраслевых информационных систем.
Деятельность Росстата регламентируется Фе-
деральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об
официальном статистическом учёте и системе го-
сударственной статистики в Российской Федера-
ции» и федеральным планом статистических работ,
утверждаемым Правительством РФ.
Параллельно с системой статистической отчёт-
ности в отраслях ТЭК постепенно сформировались
и действуют ведомственные информационные си-
стемы, обеспечивающие информационно-аналити-
ческую поддержку государственных органов и ком-
паний ТЭК. Организации, эксплуатирующие эти
системы, подотчётныМинистерству энергетики РФ.
В электроэнергетике до 2008 года сбор ведом-
ственной отчётности осуществлялся в холдин-
ге РАО «ЕЭС России» на базе «ГВЦ энергетики».
После реформирования холдинга сбор отчётности
перешёл в ведение Минэнерго России и стал осу-
ществляться на основе Федерального закона «Об
электроэнергетике» и приказов Минэнерго Рос-
сии. Осуществляло этот сбор ЗАО «Агентство по
прогнозированию балансов в электроэнергетике»
(ЗАО «АПБЭ»), созданное в рамках реформиро-
вания РАО «ЕЭС России». Позднее, в 2012 году,
в структуре Системного оператора было создано
ЗАО «Техническая инспекция ЕЭС», на которое
Минэнерго России возложило сбор ведомственной
отчётности о техническом состоянии оборудования
и организацию выездных проверок хода реализа-
ции инвестиционных проектов. На ФГБУ «Ситуа-
ционно-аналитический центр» возложен сбор ин-
формации об авариях и чрезвычайных ситуациях
в ТЭК.
Ведомственная отчётность в электроэнергетике
представлена примерно 200 информационными по-
токами, собираемыми по формам регулярной (еже-
месячной, ежегодной) отчётности, утверждённым
приказом Минэнерго России № 340 от 23.07.2012.
Информационно-справочная и аналитическая ин-
формация, выпускаемая на основе обработки со-
бираемых данных, носит в основном служебный
характер. Опыт регулярных публикаций инфор-
мационно-аналитических материалов для широко-
го доступа, накопленный с 2008 по 2013 г. в ЗАО
«АПБЭ», показал большую востребованность каче-
ственной публичной отраслевой аналитики.
В 2006 году была создана Единая информаци-
онно-аналитическая система ФСТ России (в на-
стоящее время ЕИАС ФАС России). Информация,
собираемая в этой системе от регулируемых органи-
заций, обслуживает потребности ФАС России в ин-
формации для принятия регуляторных решений, но
в публичном пространстве не может служить надёж-
ным источником сведений о процессах, происходя-
щих в отрасли, из-за недостаточной полноты и до-
стоверности собираемой информации.
Между информационными системами Росста-
та, ФГБУ «РЭА» Минэнерго России и ЕИАС ФАС
России имеется дублирование, создающее необо-
снованно высокую нагрузку на компании по сбо-
ру отчётности. Например, все три указанные си-
стемы собирают от энергокомпаний информацию
о ценах на электроэнергию. Все три системы фор-
мируют данные о ценах на электроэнергию для по-
требителей. Несложно догадаться, что все эти дан-
ные не совпадают между собой. Разобраться во всём
этом не только простому потребителю, но и профес-
сиональным аналитикам крайне сложно.
Таким образом, информационное пространство
в российской электроэнергетике и теплоснабжении
сегментировано и разрознено формируется государ-
ственной статистической системой Росстата, ЕИАС
ФАС России и ведомственными информационными
системами, контролируемыми Минэнерго России
(ФГБУ «РЭА», Техинспекция и САЦ).
В результате одна и та же информация зачастую
дублируется в разных системах, но при этом остаёт-
ся неполной и противоречивой, поскольку собира-
ется субъектами сбора информации для разных за-
дач, с использованием различных методологий и на
разных множествах субъектов, представляющих от-
чётность. Это дезориентирует руководство страны
в принятии решений в сфере энергетики.
ОТ ОТРАСЛЕВЫХ ИНФОРМСИСТЕМ 
К ЕДИНОЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ
Для организационного оформления разработ-
ки ГИС ТЭК министр энергетики РФ А.В. Новак
в июле 2013 года принял решение о создании на
базе ФГБУ «Российское энергетическое агентство»
Минэнерго России единого центра информации,
аналитики и прогнозирования в сфере ТЭК. Во ис-
полнение этого решения коллектив ЗАО «АПБЭ»
перешёл в ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, сфор-
мировав ядро команды специалистов, создавших
ГИС ТЭК.
После изучения мирового опыта работы анало-
гичных государственных информационно-аналити-
ческих агентств было определено, что наилучший