Стр. 7 - VESTI-NEWS_1(99)-2019-demo

Упрощенная HTML-версия

Вести в электроэнергетике | № 1 (99) 2019
Актуальное интервью
5
рии РФ. Это первый шаг к тому, чтобы восстановить
утраченный функционал. Тем самым государство
возвращает под свой контроль отраслевое планиро-
вание, признав, что развитием отрасли должно зани-
маться именно оно.
Если говорить непосредственно об электроэнер-
гетике, то полномочия контроля за планированием
делегированы Министерству энергетики РФ. Мин-
энерго, в свою очередь, инициирует создание струк-
туры, которая будет заниматься стратегическим
развитием отрасли. «Энергосетьпроект» вовлечён
в этот процесс, участвует в разработке нормативных
и законодательных актов. В частности, мы разраба-
тываем методику развития энергосистем.
— Какие базовые проблемы и задачи в части
планирования развития сетей вы видите сегодня?
— В числе главных проблем я бы назвал несты-
ковку межотраслевых инвестиционных программ.
При глобальном планировании мы обязаны учиты-
вать интересы и потребности всех участников энер-
гетического рынка.
В то же время сами участники рынка зачастую
пренебрегают интересами друг друга, и в конеч-
ном счёте создают себе дополнительные трудно-
сти. В стране работают крупные компании, такие
как «Газпром», «Роснефть», «Транснефть», «РЖД»
и др., каждая из которых имеет свою мощную ин-
вестиционную программу. Ни одна из этих ком-
паний не может существовать без электричества.
Однако на стартовом этапе инвестиционные про-
граммы каждой из них недостаточно синхронизи-
рованы с энергетическими инвестпрограммами.
Проблема согласования на сегодняшний день но-
сит системный характер и зачастую решается на
уровне Правительства РФ (Минэнерго) «в ручном
режиме». ­Вице-премьеры сетуют, что подавляю-
щее количество времени у них уходит на баланси-
ровку отношений между ведомствами и крупными
компаниями. Между тем, при правильной органи-
зации планирования эту проблему достаточно про-
сто устранить. Мы уже сегодня понимаем, как вли-
яют инвестиционные планы компаний на развитие
электроэнергетики, каким образом их нужно отра-
жать в схемах и программах развития ЕЭС и ЕНЭС,
готовы предложить системные решения. В ближай-
шее время методика разработки документов пер-
спективного планирования будет усовершенствова-
на, и многие проблемы просто исчезнут.
Одним из ярких примеров крупного инве-
стиционного проекта, влияющего на развитие
электроэнергетики, можно назвать проект РЖД
«Увеличение пропускной способности участка Тай-
шет — ​порты Дальнего Востока (Восточный поли-
гон)». Он реализуется в рамках Указа Президента
РФ от 07.05.2018 г., связан с модернизацией и рас-
ширением транспортных коридоров «Восток — ​За-
пад» и «Север — ​Юг».
Планируется увеличение нагрузки, потребляе-
мой РЖД, более чем на 2 ГВт мощности в восточной
части России. Это огромные объёмы для востока
страны, они резко меняют картину развития регио-
на. Данные планы существовали с 80-х годов времён
СССР, но не были реализованы. А ведь под решение
данной задачи ФСК ЕЭС должна развить электри-
ческую сеть, генерирующие компании обязаны пе-
ресмотреть достаточность электроэнергии для нужд
РЖД и решить, где строить дополнительные элек-
тростанции и т.д. Возникает дисбаланс отношений
на уровне страны. Эта ситуация ярко демонстриру-
ет, насколько важно заново учиться глобальному
планированию, учитывая интересы смежных отрас-
лей, как это было в советское время.
— Может быть, снова восстановить Госплан?
— Бессмысленно восстанавливать Госплан —​
у нас другие экономические отношения, другая
страна. Однако необходимо учитывать долгосроч-
ные интересы друг друга, закреплять ответствен-
ность за реализацию либо своевременную коррек-
тировку инвестиционных планов, повлиявших на
планирование в электроэнергетике. На данном эта-
пе такого рода взаимодействия между смежника-
ми я не вижу. Поэтому, наверное, взаимодействие
должно быть выстроено с участием иных мини-
стерств — ​например, Минэкономразвития, которое
контролирует реализацию крупных инвестицион-
ных проектов.
Пока же мы живём от задачи к задаче, которые
решаем в режиме «ручного» управления. В энерге-
тике зачастую это приводит к излишним затратам.
НОВЫЕ ФУНКЦИИ И НОВЫЕ ЗАДАЧИ
— Отличается ли реальное развитие энергети-
ки от стратегических планов? Насколько серьёз-
но приходится корректировать проекты развития
ЕЭС, ЕНЭС, ОЭС?
— Это очень интересная тема. Если говорить
в целом, то согласно всем существовавшим планам
развития и была построена ЕЭС Советского Сою-
за и стран СЭВ, именно её наблюдают наши совре-
менники. Все корректировки, начиная с 1991 года,
в ЕЭС произошли вслед за политическими измене-
ниями. Можно выделить такие, как обход Украины,
усиление связей на северо-западе России в связи