Стр. 8 - VESTI-NEWS_1(99)-2019-demo

Упрощенная HTML-версия

Вести в электроэнергетике | № 1 (99) 2019
В Госдуме РФ
10
Ценовая политика
в новых условиях
Вопросы государственного регулирования цен на электроэнергию и его вли-
яние на развитие энергетики и экономики страны в целом обсудили на кру-
глом столе в Комитете Государственной Думы РФ по энергетике представи-
тели законодательной и исполнительной власти, руководители профильных
министерств и ведомств, представители организаций топливно-энергетиче-
ского комплекса, научных и общественных организаций.
Людмила ЮДИНА
УПРЯМЫЕ ТАРИФЫ
Открывая заседание, председатель Комитета
Госдумы по энергетике Павел Завальный напом-
нил, что в результате реформирования электро-
энергетики в 1998–2008 гг. система ценообразова-
ния на территории «ценовых зон» оптового рынка
электроэнергии перешла на конкурентные принци-
пы. Была сформирована торговая система оптового
рынка электроэнергии, которая является одной из
наиболее технологически сложных в мире.
В настоящее время на оптовом рынке торгуются
два товара — ​электроэнергия и мощность. Оптовый
рынок электроэнергии и мощности функционирует
в двух ценовых зонах.
С 2006 г. в «ценовых зонах» функциониру-
ет конкурентный рынок электроэнергии и мощно-
сти. С 2011 г. по свободным ценам продаётся 100%
электроэнергии, за исключением объёмов для на-
селения и особых территорий (субъекты СКФО,
Тыва, Бурятия и Карелия), где поставка электро-
энергии и мощности осуществляется по регулиру-
емым договорам.
В то же время, с 2011 г. на оптовом рынке госу-
дарством введён, по сути, регулируемый инвести-
ционный механизм — ​договоры о предоставлении
мощности (ДПМ), по которым потребители гаран-
тируют поставщикам оплату и рентабельность про-
ектов строительства и модернизации генерирующих
мощностей.
Законодательной базой для регулирования та-
рифов как на оптовом, так и на розничном рын-
ках электроэнергии является Федеральный закон
от 26.03.2003 г. «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ.
В соответствии с ним оптовый рынок электроэнер-
гии и услуги центральной инфраструктуры ре-
гулируются только на федеральном уровне. Для
розничного рынка предусмотрена двухуровневая
система — ​на федеральном и региональном уровнях.
Тарифы для населения и приравненных к нему
потребителей подлежат 100% государственному ре-
гулированию и устанавливаются в рамках предель-
ных уровней тарифов, определяемых ФАС в соот-
ветствии с прогнозом социально-экономического
развития Российской Федерации. Согласно данно-
му прогнозу размер индексации тарифов сетевых
организаций для населения на 2019 г. в среднем по
России составит 3,3% (без учёта НДС).
Накопительно за прошедший период 2012–
2018 гг. рост тарифов на электроэнергию для насе-
ления был ниже темпов роста инфляции за этот пе-
риод на 7,0 пп. За 6 лет рост тарифов составил 37,8%
при росте инфляции 44,8% (рис. 1).
В целях сдерживания роста тарифов для населе-
ния формируется их перекрёстное субсидирование
за счёт тарифов территориальных сетевых организа-
ций для прочих потребителей.
В конечном тарифе потребителей доля гене-
рации составляет 51,1%, сетевого тарифа — ​44,5%,
сбытовая надбавка — ​4,5%, услуги инфраструктур-
ных организаций — ​0,1%.
Начиная с 2013 г. Правительство Российской
Федерации проводит политику искусственного сдер-
живания цен и тарифов на электроэнергию, что объ-
ясняется необходимостью сдерживать инфляцию.
Вместе с тем, отдельные регулируемые состав-
ляющие конечной цены растут с опережением как