Вести в электроэнергетике | № 1 (99) 2019
              
            
            
              
                В Госдуме РФ
              
            
            
              
                10
              
            
            
              Ценовая политика
            
            
              в новых условиях
            
            
              Вопросы государственного регулирования цен на электроэнергию и его вли-
            
            
              яние на развитие энергетики и экономики страны в целом обсудили на кру-
            
            
              глом столе в Комитете Государственной Думы РФ по энергетике представи-
            
            
              тели законодательной и исполнительной власти, руководители профильных
            
            
              министерств и ведомств, представители организаций топливно-энергетиче-
            
            
              ского комплекса, научных и общественных организаций.
            
            
              Людмила ЮДИНА
            
            
              
                УПРЯМЫЕ ТАРИФЫ
              
            
            
              Открывая заседание, председатель Комитета
            
            
              Госдумы по энергетике Павел Завальный напом-
            
            
              нил, что в результате реформирования электро-
            
            
              энергетики в 1998–2008 гг. система ценообразова-
            
            
              ния на территории «ценовых зон» оптового рынка
            
            
              электроэнергии перешла на конкурентные принци-
            
            
              пы. Была сформирована торговая система оптового
            
            
              рынка электроэнергии, которая является одной из
            
            
              наиболее технологически сложных в мире.
            
            
              В настоящее время на оптовом рынке торгуются
            
            
              два товара — электроэнергия и мощность. Оптовый
            
            
              рынок электроэнергии и мощности функционирует
            
            
              в двух ценовых зонах.
            
            
              С 2006 г. в «ценовых зонах» функциониру-
            
            
              ет конкурентный рынок электроэнергии и мощно-
            
            
              сти. С 2011 г. по свободным ценам продаётся 100%
            
            
              электроэнергии, за исключением объёмов для на-
            
            
              селения и особых территорий (субъекты СКФО,
            
            
              Тыва, Бурятия и Карелия), где поставка электро-
            
            
              энергии и мощности осуществляется по регулиру-
            
            
              емым договорам.
            
            
              В то же время, с 2011 г. на оптовом рынке госу-
            
            
              дарством введён, по сути, регулируемый инвести-
            
            
              ционный механизм — договоры о предоставлении
            
            
              мощности (ДПМ), по которым потребители гаран-
            
            
              тируют поставщикам оплату и рентабельность про-
            
            
              ектов строительства и модернизации генерирующих
            
            
              мощностей.
            
            
              Законодательной базой для регулирования та-
            
            
              рифов как на оптовом, так и на розничном рын-
            
            
              ках электроэнергии является Федеральный закон
            
            
              от 26.03.2003 г. «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ.
            
            
              В соответствии с ним оптовый рынок электроэнер-
            
            
              гии и услуги центральной инфраструктуры ре-
            
            
              гулируются только на федеральном уровне. Для
            
            
              розничного рынка предусмотрена двухуровневая
            
            
              система — на федеральном и региональном уровнях.
            
            
              Тарифы для населения и приравненных к нему
            
            
              потребителей подлежат 100% государственному ре-
            
            
              гулированию и устанавливаются в рамках предель-
            
            
              ных уровней тарифов, определяемых ФАС в соот-
            
            
              ветствии с прогнозом социально-экономического
            
            
              развития Российской Федерации. Согласно данно-
            
            
              му прогнозу размер индексации тарифов сетевых
            
            
              организаций для населения на 2019 г. в среднем по
            
            
              России составит 3,3% (без учёта НДС).
            
            
              Накопительно за прошедший период 2012–
            
            
              2018 гг. рост тарифов на электроэнергию для насе-
            
            
              ления был ниже темпов роста инфляции за этот пе-
            
            
              риод на 7,0 пп. За 6 лет рост тарифов составил 37,8%
            
            
              при росте инфляции 44,8% (рис. 1).
            
            
              В целях сдерживания роста тарифов для населе-
            
            
              ния формируется их перекрёстное субсидирование
            
            
              за счёт тарифов территориальных сетевых организа-
            
            
              ций для прочих потребителей.
            
            
              В конечном тарифе потребителей доля гене-
            
            
              рации составляет 51,1%, сетевого тарифа — 44,5%,
            
            
              сбытовая надбавка — 4,5%, услуги инфраструктур-
            
            
              ных организаций — 0,1%.
            
            
              Начиная с 2013 г. Правительство Российской
            
            
              Федерации проводит политику искусственного сдер-
            
            
              живания цен и тарифов на электроэнергию, что объ-
            
            
              ясняется необходимостью сдерживать инфляцию.
            
            
              Вместе с тем, отдельные регулируемые состав-
            
            
              ляющие конечной цены растут с опережением как