Вести в электроэнергетике | № 2 (106) 2020
В Госдуме РФ
11
ными. Эталонные затраты формируются методом
сравнения расходов сопоставимых сетевых и сбы
товых компаний, работающих в аналогичных усло
виях и расположенных в сопредельных регионах.
Так, на новый метод расчёта сбытовой надбав
ки к началу 2020 года должны были перейти все га
рантирующие поставщики (ГП). Однако, по данным
«НП Совет рынка», с задачей справились только
20% ГП. Поэтому ФАС России продлило переход
ный период до 2021 года.
С 2021 года, по оценкам ФАС, эталонные затра
ты должны стать обязательными и для сетевых ор
ганизаций, переходящих на долгосрочные тарифы
(сроком на 5–10 лет) с одновременным приняти
ем инвестиционных программ. В настоящее время
ФАС России проводит сопоставление затрат терри
ториальных сетевых организаций (ТСО). По итогам
данной работы будут приняты отраслевые нормати
вы, на основании которых формируется необходи
мая валовая выручка (НВВ) ТСО.
По мнению многих экспертов, введение эталон
ных затрат будет способствовать повышению про
зрачности, обоснованности и справедливости цено
образования. Создаются механизмы, мотивирующие
компании к повышению эффективности: сэконом
ленные затраты будут оставаться в компаниях, что
позволит отказаться от избыточных расходов.
Вместе с тем, есть риск, что в стремлении сокра
тить расходы компании могут пожертвовать каче
ством электроэнергии. Поэтому в тарифном регу
лировании точкой отсчёта должно стать качество
электроэнергии, поставляемой потребителю, — убе
ждена директор департамента ЖКХ Минстроя Рос
сии Светлана Никонова.
НЕКОНКУРЕНТНЫЙ
КОНКУРЕНТНЫЙ РЫНОК
Помочь решить многие проблемы, связанные
с ценообразованием, позволяет конкурентный ры
нок электроэнергии и мощности.
Как известно, в нашей стране действуют цено
вые (1-я и 2-я) и неценовые зоны. В ценовых зо
нах с 2006 года функционирует конкурентный ры
нок, причём с 2011 года вся электроэнергия на нём
(за исключением электричества для населения
и особых территорий, к которым относятся Каре
лия, республики Северного Кавказа, Тыва и Буря
тия, где поставка осуществляется по регулируемым
договорам) продаётся по свободной цене.
В цену электричества на рынке включена цена
мощности (работа и содержание электростанций)
и собственно цена генерации.
Торговля мощностью на оптовом рынке электро
энергии производится с помощью специального ме
ханизма — конкурентного отбора мощности (КОМ),
причём предельная цена КОМ ограничивается пра
вительством РФ. Мощность, которая не прошла
конкурентный отбор, не оплачивается. Исключение
составляют неконкурентные электростанции, кото
рые важны для поддержания работы энергосистемы,
т.н. вынужденные генераторы. Они оплачиваются
в обязательном порядке.
По даннымФАС России, за последние годы цена
на рынке мощности выросла более чем вдвое (при
том, что цена на электроэнергию практически не ра
стёт), и ситуация будет усугубляться как минимум
до 2021 года. Связано это прежде всего с действи
ем договоров поставки мощности (ДПМ) — регу
лируемым инвестиционным механизмом, гаранти
рующим инвесторам возврат средств, вложенных
в строительство либо модернизацию электростан
ций. Возврат средств осуществляется через потре
бительские тарифы. Обязательным платежам по
ДПМ подлежат новые ТЭС, ГЭС, АЭС, ВИЭ (вклю
чая генерацию на твёрдых коммунальных отходах —
ТКО). Инвесторам настолько понравился ДПМ, что
они требуют продолжения «банкета», несмотря на
то, что резервов для новых платежей у потребите
лей уже нет и дополнительной тарифной нагрузки
они не вынесут.
Эксперты отмечают, что в стране накопилось
много избыточной мощности, как в генерации, так
и в электросетевом секторе. На поддержание мощ
ностей в рабочем состоянии уходят немалые сред
ства. А это, в свою очередь, ведёт к росту тарифов.
«Мы ещё в прошлом году обращались в правитель
ство РФ с письмом, где отмечали, что избыточные
мощности и рост тарифов приводят к негативным
процессам в экономике в целом», — говорит ви
це-президент Торгово-промышленной палаты РФ
Дмитрий Курочкин. Так, профицит мощностей в ге
нерации составляет 40 ГВт (
ред
.), по сетевому ком
плексу — 100 ГВт (загрузка сетевых мощностей
составляет в среднем 30%). ТПП РФ выступила
с предложением пересмотреть ценообразование на
оптовом и розничном рынках электроэнергии и та
риф на передачу электроэнергии, а также обеспе
чить рост сетевых мощностей только с учётом про
гноза роста спроса на электроэнергию.
Заместитель председателя Ассоциации «НП
Совет рынка», главный редактор журнала «Вести
в электроэнергетике» Олег Баркин предложил про
верять надбавки к мощности по эталонной цене, и,
если она превышает эталонную, — делать соответ
ствующую отсечку.