Вести в электроэнергетике | № 2 (106) 2020
В Госдуме РФ
10
На пути к справедливой модели
На протяжении всех постреформенных лет тема тарифного регулирования
в электроэнергетике остаётся одной из самых острых и обсуждаемых. На по-
следнем круглом столе, организованном Комитетом Государственной Думы
РФ по энергетике, она вновь оказалась в центре внимания энергоэкспертов
и представителей власти.
Людмила ЮДИНА
ЭТАЛОН КАК МЕРА ОБЪЕКТИВНОСТИ
Цена на электроэнергию в нашей стране посто
янно растёт. Для населения и приравненных к нему
потребителей государство с 2013 года установило
жёсткие тарифные ограничения, так называемый
предельный уровень тарифов. Для бизнеса таких
ограничений не существует, поэтому, чтобы закрыть
растущую дыру в тарифе, ему приходится доплачи
вать «за соседа» всё больше и больше. Ситуация,
когда один платит за другого, называется «пере
крёстным субсидированием». Объёмы «перекрёст
ки» постоянно увеличиваются, хотя на законода
тельном уровне утверждены цели по её снижению.
Почему никак не удаётся переломить ситуацию?
Что нужно сделать, чтобы тарифы стали приемле
мыми как для поставщиков, так и для потребителей
электроэнергии? Поиск ответов на эти вопросы осу
ществляется с трудом, потому что сама электроэнер
гетическая сфера и связанные с ней проблемы регу
лирования сложны и многогранны.
Конечные цены на электроэнергию складыва
ются из стоимости генерации электроэнергии (по
купки электроэнергии и мощности на оптовом рын
ке, а также региональной генерации на розничном
рынке), сетевой составляющей (расходы на пере
дачу энергии, включая плату за содержание сетей
и компенсацию нормативных потерь), расходов на
сбытовую деятельность (сбытовая надбавка), услуг
инфраструктурных организаций. В среднем для ко
нечных потребителей доля генерации составляет
51,1%, сетевого тарифа — 44,5% (именно в сетевом
тарифе заложена основная доля перекрёстного суб
сидирования), сбытовая надбавка — 4,5%, услуги
инфраструктурных организаций — 0,1%. При этом
соотношение перечисленных услуг сильно различа
ется в зависимости от региона.
Как отмечает председатель Комитета Госдумы
РФ по энергетике Павел Завальный, сетевая со
ставляющая, например, неимоверно выросшая за
последние годы, в отдельных регионах достигает 50
и даже 70%.
Более того, по мнению депутата, сама методика
тарифообразования требует объективной оценки:
насколько она является экономически обоснован
ной и справедливой в части распределения затрат
между сторонами, участвующими в формировании
тарифа? Ведь искажённое перераспределение затрат
посылает неверные сигналы рынку. На эти сигна
лы накладывается «перекрёстка». В итоге все пере
стают понимать, как формируются затраты в реаль
ности.
С 2018 года в России в инфраструктурных ком
паниях начал внедряться принцип эталонных за
трат, позволяющий сделать расчёты более объектив
Председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике
Павел Завальный