Стр. 13 - VESTI-NEWS_3(95)-2018-demo

Упрощенная HTML-версия

Вести в электроэнергетике | № 3 (95) 2018
В НТС ЕЭС
11
тию рынка, поскольку без анализа результатов рабо-
ты уже внедрённой модели оптового и розничных
рынков электроэнергии дальнейшее развитие рын-
ка в том же направлении только ухудшит и без того
тяжёлое положение.
«Концепция развития и совершенствования оп-
тового и розничных рынков электроэнергии (мощ-
ности)», подготовленная ООО «Карана» и пред-
ставленная на рассмотрение Правительству РФ
требует всестороннего обсуждения.
4. В настоящее время рынок электроэнергии
в России организован по модели, созданной Корпо-
рацией «Карана». С 1984 г. Корпорация «Карана»,
базирующаяся в США, разрабатывает и запускает
в действие бизнес-решения в странах с развиваю-
щейся экономикой, в том числе и в России. Корпо-
рация «Карана» начала работать в России в 1994 г.,
поддерживая процессы реструктуризации и рефор-
мирования приватизированных предприятий. Было
основано ООО «Карана» — ​компания, базирующа-
яся в г. Москве с тем, чтобы продолжить эту работу
в России посредством дочерней компании, специа-
лизирующейся в области управленческого консал-
тинга.
С принятием указанной выше модели рын-
ка была ликвидирована эффективно работавшая
с 1989 года модель «Единственный покупатель»,
обеспечивавшая конкуренцию за счёт оптимизации
энергетических режимов по критерию минимума
расхода топлива с учётом потерь в сетях и коррек-
тировкой утверждённых тарифов по фактическому
режиму работы. Это привело к необоснованному ро-
сту тарифов, ущемлению интересов потребителей
и снижению экономического роста России. Была
снижена ответственность за надёжность электро-
снабжения и экономичность работы ЕЭС России.
5. В настоящее время основной объём электро-
энергии продаётся на централизованном спотовом
рынке — ​рынке на сутки вперёд (РСВ), цена на ко-
тором устанавливается по цене самой дорогой стан-
ции, замыкающей баланс электроэнергии. Кратко-
срочный спотовый рынок электроэнергии не может
быть основным, т.е. на нём не может и не должен
продаваться основной объём электроэнергии. РСВ
чрезвычайно изменчив и не даёт правильных цено-
вых сигналов для потенциальных инвесторов в гене-
рирующие мощности.
При работе оптового рынка как спотового потре-
бители исключены из процесса формирования тари-
фов на электроэнергию. Установление так называ-
емых «равновесных рыночных» тарифов целиком
находится в ведении организаторов коммерческой
торговли на РСВ. От спотового рынка отказался
даже его автор — ​Великобритания, и там перешли
на двусторонние договоры. Теперь основной объ-
ём электроэнергии в Великобритании продаётся по
двусторонним договорам, заключаемым между по-
купателями и продавцами электроэнергии, а РСВ
играет роль вспомогательного рынка.
В России же пока нет условий для заключе-
ния двусторонних договоров в таком количестве,
и поэтому государство в лице единого заказчика,
предусмотренного в модели «Единственный поку-
патель», может обеспечить интересы всех потреби-
телей.
6. Опыт реформирования электроэнергетики
в Великобритании, США и Канаде, а также опыт
других стран показал несовершенство рынков элек-
троэнергии со свободной конкуренцией и глубокой
дезинтеграцией структуры электроэнергетики. В то
же время имеются многочисленные положительные
примеры эффективной работы рынков электроэнер-
гии со значительным государственным регулирова-
нием, например, в Китае.
7. Совместное заседание поддерживает пред-
ложение ИСЭМ СО РАН — ​рассмотреть целесо­
образность построения рынка электроэнергии
в России на основе модели «Единственный поку-
патель», предусматривающей конкуренцию гене-
рирующих компаний на оптовом рынке за постав-
ку электроэнергии единому закупочному агентству.
Деятельность закупочного агентства должна регу-
лироваться государством, включая назначение цен
(тарифов) на электроэнергию, покупаемую у про-
изводителей и продаваемую затем потребителям по
усреднённой цене.
Важным преимуществом модели «Единствен-
ный покупатель», которая отсутствует у других мо-
делей, является возможность централизованного
планирования и финансирования развития электро-
энергетики, оптимизации режимов работы систем
(ЭЭС) и корректировки тарифов по диспетчерско-
му графику нагрузки.
Недостатком уже внедрённой модели свободной
конкуренции является то, что при ценах, формиру-
ющихся по заявкам действующих электростанций,
новые электростанции не окупают свои инвестиции.
При поднятии же цены на электроэнергию до уров-
ня, обеспечивающего возврат инвестиций в новые
электростанции, действующие электростанции бу-
дут получать сверхприбыль в ущерб потребителям.
В модели «Единственный покупатель» повышенные
цены, окупающие инвестиции, будут получать толь-
ко новые производители, и средневзвешенный оп-
товый тариф будет минимально необходим для обе-
спечения развития ЭЭС.