Вести в электроэнергетике | № 3 (95) 2018
10
В НТС ЕЭС
ту покупательной способности российского рубля,
уже превысили значения тарифов в США и прибли-
зились к уровню тарифов стран Западной Европы.
В результате отечественная промышленность стре-
мительно теряет конкурентные преимущества прак-
тически на всех товарных рынках. У отечественной
экономики нет времени для промедлений.
Высокий уровень сетевой составляющей, нали-
чие перекрёстного субсидирования, привело к тому,
что оплачиваемые потребителями тарифы на полу-
ченную электроэнергию существенно, а зачастую
кратно превышают цены, формируемые на оптовом
рынке. Заинтересованность инвесторов в развитии
и модернизации генерирующих мощностей отсут-
ствует. Проблема износа производственных фондов
в электроэнергетике стала крайне острой. Полно-
стью разрушена система создания и внедрения го-
ловных инновационных образцов новой техники.
Необоснованно завышаются капитальные затра-
ты на создание новых энергетических мощностей
и оплату услуг менеджмента. Так, удельные капи-
тальные затраты на создание парогазовых установок
(ПГУ) на действующих электростанциях в России
в 1,5 раза выше, чем на вновь создаваемых в США,
хотя используется одно и то же оборудование. Нет
системы контроля над капитальными вложениями.
Отсутствует предельно допустимая норма прибыли.
Существующая модель оптового рынка отража-
ет интересы только ряда крупных генерирующих
компаний, что противоречит ст. 6 п. 1 № 35-ФЗ «Об
электроэнергетике», требующей соблюдения балан-
са экономических интересов поставщиков и потре-
бителей энергии и минимизации стоимости элек-
трической энергии.
В настоящее время единственным работающим
способом ввода новых генерирующих мощностей
является внерыночный механизм договоров о пре-
доставлении мощности (ДПМ), обеспечивающий
гарантированный возврат инвестиций по однократ-
но определённому решением Правительства РФ пе-
речню генерирующих объектов. Однако структура
ДПМ такова, что все риски — финансовые, ошибки
размещения и технических решений, избыточности
ввода генерирующих мощностей в отдельных реги-
онах страны — переносятся на потребителей.
2. «Справедливое» участие в полностью кон-
курентном рынке электроэнергии различных ти-
пов электростанций невозможно по следующим
причинам. Во-первых, эксплуатационные издерж-
ки различных типов электростанций существенно
различаются. У атомных (АЭС) и особенно гидрав-
лических электростанций (ГЭС) они значительно
ниже, чем у тепловых электростанций, работающих
на органическом топливе (ТЭС).
Во-вторых, режим загрузки АЭС и ГЭС в основ-
ном не обусловлен экономичностью. Так, АЭС всег-
да работают в режиме базовой (постоянной) нагруз-
ки, и диапазон регулирования их мощности очень
мал. ГЭС же работают в базовом режиме, выполняя
ограничения по водотоку, и в пиковом режиме, обе-
спечивая устойчивость режима работы электроэнер-
гетических систем (ЭЭС). Всё это делает невозмож-
ным участие АЭС и ГЭС в конкуренции на оптовом
рынке электроэнергии и требует государственного
регулирования цен на электроэнергию, вырабаты-
ваемую АЭС и ГЭС.
Совместное заседание поддерживает предложе-
ние докладчиков о введении государственного регу-
лирования тарифов на электроэнергию, производи-
мую АЭС и ГЭС. Тогда средневзвешенная цена на
электроэнергию с оптового рынка снизится.
Важным недостатком действующей модели рын-
ка электроэнергии является также и то, что все ТЭЦ
выведены на оптовый рынок. Однако ТЭЦ не спо-
собны конкурировать на оптовом рынке электро
энергии с мощными ГРЭС и АЭС, поскольку в со-
ответствии с их технологическими особенностями
должны работать преимущественно в наиболее эко-
номичном теплофикационном режиме на своих ре-
гиональных рынках электроэнергии и тепла.
3. На совещании у первого заместителя предсе-
дателя Правительства РФ
И. И. Шувалова
29 но-
ября 2012 г. было поручено Минэнерго России,
Минэкономразвития России, ФСТ и ФАС Рос-
сии совместно НП «Совет рынка» до 15 февраля
2013 года внести в Правительство РФмодель и план
мероприятий по приведению розничных рынков
электрической энергии в конкурентное состояние.
Выполняя указанное поручение Правительства
РФ, авторы действующей неудачной модели оп-
тового рынка электроэнергии и мощности — ООО
«Карана» — представили на рассмотрение Прави-
тельства РФ «Концепцию развития и совершен-
ствования оптового и розничных рынков электро
энергии (мощности)» (Концепция).
Выполнению упомянутого выше поручения
Правительства РФ должен был бы предшествовать
анализ результатов работы уже внедрённой модели
оптового и розничного рынков электроэнергии и си-
стемы управления отраслью. Только на основе та-
кого анализа можно разрабатывать предложения по
совершенствованию оптового и розничных рынков
электроэнергии (мощности).
Однако этого сделано не было. В таких условиях
нельзя давать рекомендации по дальнейшему разви-