Стр. 6 - VESTI-NEWS_3(95)-2018-demo

Упрощенная HTML-версия

Вести в электроэнергетике | № 3 (95) 2018
4
В Госдуме РФ
Снизить ценовую дискриминацию
трудно, но можно
Предельно допустимый уровень перекрёстного субсидирования в электро-
энергетике и пути его сокращения обсудили участники круглого стола «Во-
просы перекрёстного субсидирования в электроэнергетике, его влияние на
развитие отрасли и экономику страны, меры по его минимизации», который
состоялся в Государственной Думе по инициативе Комитета Госдумы РФ по
энергетике.
Людмила ЮДИНА
В дискуссии приняли участие представители
профильных министерств и ведомств, руководители
субъектов РФ, главы и ведущие специалисты энер-
гетических компаний, научных институтов, эксперт-
ных и общественных организаций и объединений.
Информационную поддержку в числе федераль-
ных СМИ осуществлял отраслевой журнал «Вести
в электроэнергетике».
Председатель Комитета Госдумы РФ по энерге-
тике Павел Завальный напомнил, что перекрёстное
субсидирование присутствует на электроэнергети-
ческом рынке России более 20 лет. Данный меха-
низм характерен в основном для развивающихся
экономик и принимается как временная мера соци-
альной защиты населения, подразумевающая сни-
жение тарифов на электроэнергию (мощность) для
одних групп потребителей (для населения и при-
равненных к нему категорий) за счёт повышения та-
рифной нагрузки для других (промышленного сек-
тора).
Наряду с субсидированием тарифов для населе-
ния существуют и другие виды ценовой дискрими-
нации: между группами потребителей, подключён-
ных к разным уровням напряжения электрической
сети; между потребителями электрической и те-
пловой энергии (завышение цены электроэнергии
(мощности) для финансирования расходов на про-
изводство тепловой энергии); межтерриториальное
перекрёстное субсидирование.
К настоящему времени объём «перекрёстки»
в нашей стране достиг угрожающих размеров и стал
оказывать серьёзное негативное влияние на разви-
тие электроэнергетической отрасли и экономики
в целом.
Методология оценки «перекрёстки» и её влия-
ния на экономическое развитие ещё не разработана.
Вместе с тем, по данным Минэнерго РФ, в 2017 г.
объём перекрёстного субсидирования составил
368 млрд руб., а к 2022 г. (если не предпринять соот-
ветствующих мер) достигнет 417 млрд руб.
С таким грузом модернизировать электроэнерге-
тическую отрасль, решать амбициозные экономиче-
ские задачи, поставленные Президентом РФ, весь-
ма проблематично.
На уровне законодательной и исполнительной
власти предпринимаются шаги по снижению давле-
ния «перекрёстки». Однако положительных резуль-
татов пока нет.
Проблема перекрёстного субсидирования требу-
ет комплексного решения, продуманных механиз-
мов и последовательных действий.
Начиная с 2013 г., федеральные органы власти
реализовали ряд шагов по минимизации влияния
«перекрёстки». Одним из наиболее значимых ста-
ла отмена «последней мили» в электросетевом ком-
плексе. Однако работа в этом направлении не закон-
чена, а по некоторым моментам — законсервирована.
Проблема перекрёстного субсидирования
крайне актуальна для электросетевого комплекса.
Огромный резерв снижения «перекрёстки» лежит
в области льготного техприсоединения (ТП). Осво-
бождение от оплаты ТП для энергопринимающих
устройств мощностью до 150 кВт привело к стро-
ительству избыточных мощностей, требующих до-
полнительных затрат на их содержание. Всё это
приводит к снижению экономической стабильно-
сти энергокомпаний, росту тарифов на электриче-
ство. Из-за роста тарифов из распредсетей уходят