Стр. 7 - VESTI-NEWS_3(95)-2018-demo

Упрощенная HTML-версия

Вести в электроэнергетике | № 3 (95) 2018
В Госдуме РФ
5
крупные потребители. Они либо присоединяются
к магистральным сетям, где нет «перекрёстки», либо
строят собственную генерацию.
Директор Департамента развития электро­
энергетики Минэнерго РФ Павел Сниккарс в свя-
зи с этим сообщил, что Минэнерго предлагает вве-
сти с 2023 г. равномерное распределение величины
перекрёстного субсидирования на все категории по-
требителей (исключая население) и дифференци-
рованный тариф на услуги ЕНЭС, в зависимости от
категории потребителей.
Также предлагается изменить условия опла-
ты услуг по передаче электроэнергии при прямом
присоединении к ЕНЭС и принять решение в части
оплаты резервов сетевой мощности. «Как мы и ожи-
дали, наши предложения вызвали вал критики, —
сказал представитель Минэнерго. —Но эти шаги бу-
дут способствовать оздоровлению обстановки».
Заместитель директора Департамента Мин­
экономразвития России Андрей Габов считает, что
для ухода от перекрёстного субсидирования необ-
ходимо ввести опережающие темпы роста тарифов
для населения с сохранением адресной помощи ма-
лоимущим. При этом рост тарифов для населения
не должен оказывать существенного давления на
инфляционный рост, а все составляющие тарифа
должны увеличиваться равномерно, иначе позитив-
ного эффекта не будет.
Важнейшим фактором уменьшения «перекрёст-
ки» является снижение издержек сетевых компа-
ний, убеждён А. Габов.
«В третьем квартале с.г. наше министерство
должно представить график снижения «перекрёст-
ки», — добавил он. — Подготовить его можно толь-
ко в сотрудничестве с Минэнерго».
Начальник Управления регулирования электро-
энергетики ФАС России Дмитрий Васильев сооб-
щил о необходимости разработки «дорожной кар-
ты» по определению предельно допустимого уровня
перекрёстного субсидирования на ОРЭМ и РЭЭ
и в сетевом комплексе. Он отметил, что многие гла-
вы регионов не заинтересованы в снижении «пере-
крёстки», поэтому одним из ключевых критериев
эффективности работы губернаторов должен стать
уровень её сокращения. Вместе с тем, это сокраще-
ние не должно ударить по социально незащищён-
ным группам населения. В качестве защитного ме-
ханизма антимонопольное ведомство предложило
ввести социальные нормы.
П. Завальный напомнил, что несколько лет на-
зад такие нормы уже вводились, но пилотные про-
екты, реализованные в ряде регионов РФ, показали
их несостоятельность.
— В Крыму накоплен успешный опыт исполь-
зования социальных норм, от которого не хотелось
бы отказываться и которым мы готовы поделить-
ся, — возразила председатель Комитета по ценам
и тарифам Республики Крым Ольга Игошина. Она
рассказала, что в Крыму социальное нормирование
на электропотребление применяется уже несколько
лет. Норма действует по упрощённой форме и рас-
пространяется на лицевые счета потребителей. Та-
кая адресность позволяет успешно работать на
сложном тарифном поле, практически не поступа-
ет жалоб от населения.
Опыт крымчан по управлению льготами заин-
тересовал участников круглого стола. Они выска-
зались за то, чтобы познакомиться с ним поближе,
а также дать регионам возможность самим решать,
какая соцнорма им нужна. Директор Департамента
тарифного регулирования и экономического анали-
за Лада Линкер подчеркнула, что следует отменить
предельные нормы и представить регионам тариф-
ное меню, из которого они смогут выбирать наибо-
лее приемлемые для себя решения.
Заместитель губернатора Мурманской области
Евгений Никора призвал при выработке законов
и решений в области электроснабжения учитывать
исторически сложившиеся особенности каждого
региона. Большой проблемой для мурманчан ста-
ло межтерриториальное субсидирование, которое
имеет разрушительные последствия для экономи-
ки области. «От нас ушли практически все крупные
энергоёмкие предприятия, — сказал Е. Никора. —
В результате только налогов Мурманская область
недополучила 500 млн рублей».
В рамках круглого стола прозвучало множество
предложений как от энергетиков, так и от предста-
вителей федеральной и региональной исполнитель-
ной власти, направленных на минимизацию пере-
крёстного субсидирования.
В качестве первоочередных действий Прави-
тельству РФ рекомендовано провести анализ вли-
яния перекрёстного субсидирования на развитие
энергетики и экономики страны, регионов, отдель-
ных отраслей промышленности и подготовить ме-
роприятия по её снижению до приемлемых значе-
ний. Предложено также разработать и внедрить
методологию учёта объёмов перекрёстного субсиди-
рования в электроэнергетике, определить целевые
ориентиры снижения предельных объёмов «пере-
крёстки» в электросетевом комплексе с ежегодным
темпом сокращения не менее 15% в год. Рекомендо-
вано утвердить целевые ориентиры в ценах и тари-
фах ОРЭМ с внесением соответствующих измене-
ний в нормативные правовые акты.