Вести в электроэнергетике | № 3 (101) 2019
Актуальное интервью
4
Эффективность по эталону
При правильном регулировании ценообразо-
вания конечные тарифы на электроэнергию
могут быть снижены на треть. Вместе с тем,
нужно идти дальше — к совершенствованию
тарифного регулирования. Об этом и о мно-
гом другом — наш разговор с директором
Центра мониторинга и контроля за ценообра-
зованием (АНО) Алексеем МАЛОЗЁМОВЫМ.
— Алексей Владимирович, о проблемах цено-
образования на электроэнергию дискуссии идут
постоянно. В чём всё-таки причина высоких тари-
фов?
— Причин много. В числе основных я бы назвал
низкую эффективность работы инфраструктурных
компаний, а также отсутствие должного регулиро
вания и контроля за ценообразованием. Запрос со
стороны регулируемых организаций и экспертного
сообщества на изменение подходов к государствен
ному регулированию в ценообразовании появился
давно. Он нашёл отражение в майском указе прези
дента РФ, где даётся поручение: принять меры по
повышению эффективности государственного це
нового регулирования.
— Федеральная антимонопольная служба со-
вместно с Минэкономразвития подготовила за-
конопроект о новых правилах тарифного регу-
лирования. Эти правила касаются не только
электроэнергетики, но и всех инфраструктурных
отраслей. Однако нужно отметить, что документ
не получил пока одобрения у профессионалов.
В чём вы видите сильные и слабые стороны зако-
нопроекта?
— Действительно, у большинства федераль
ных органов и основных экспертов законопроект
вызывает системные замечания, т.к. он не содер
жит основы для повышения эффективности го
сударственного ценового регулирования. Среди
сильных сторон я бы назвал введение инструмен
та эталонных затрат. Но этого для перехода на но
вые принципы регулирования недостаточно. Глав
ная цель нового тарифного регулирования должна
состоять в том, чтобы создать базу для формирова
ния ценообразования, основанного на показателях
эффективности деятельности регулируемых ор
ганизаций. Для этого следует перейти от индекса
ции тарифов на основе фактических затрат на про
изводство товаров и услуг к принципу предельного
тарифообразования.
— Чем плох принцип индексации по фактиче-
ским затратам?
— Главный его минус в том, что он не учитыва
ет эффективности работы регулируемых компаний.
Фактические затраты учтены, а вот насколько они
оправданы, как влияют на повышение эффектив
ности производственной деятельности — не извест
но. В связи с этим в новом законодательстве нуж
но закладывать такие методы передового ценового
регулирования, которые позволят создать не пря
мое включение затрат в тариф (в том числе за счёт
инвестиций), а опосредованное. Возврат инвести
ций должен осуществляться только с учётом эффек
тивности деятельности регулируемых организаций.
Показателями эффективности являются увеличе
ние объёма оказания услуг, сокращение себестоимо
сти, повышение производительности труда, фондо
отдача.
— В качестве позитивного фактора перехо-
да на новые принципы регулирования вы отмети-
ли введение эталонных затрат. Что даёт предлага-
емый эталон? Как он рассчитывается? Существует
ли риск ошибок при расчётах?