Стр. 6 - VESTI-NEWS_3(101)-2019-demo

Упрощенная HTML-версия

Вести в электроэнергетике | № 3 (101) 2019
Актуальное интервью
4
Эффективность по эталону
При правильном регулировании ценообразо-
вания конечные тарифы на электроэнергию
могут быть снижены на треть. Вместе с тем,
нужно идти дальше — ​к совершенствованию
тарифного регулирования. Об этом и о мно-
гом другом — ​наш разговор с директором
Центра мониторинга и контроля за ценообра-
зованием (АНО) Алексеем МАЛОЗЁМОВЫМ.
— Алексей Владимирович, о проблемах цено-
образования на электроэнергию дискуссии идут
постоянно. В чём всё-таки причина высоких тари-
фов?
— Причин много. В числе основных я бы назвал
низкую эффективность работы инфраструктурных
компаний, а также отсутствие должного регулиро­
вания и контроля за ценообразованием. Запрос со
стороны регулируемых организаций и экспертного
сообщества на изменение подходов к государствен­
ному регулированию в ценообразовании появился
давно. Он нашёл отражение в майском указе прези­
дента РФ, где даётся поручение: принять меры по
повышению эффективности государственного це­
нового регулирования.
— Федеральная антимонопольная служба со-
вместно с Минэкономразвития подготовила за-
конопроект о новых правилах тарифного регу-
лирования. Эти правила касаются не только
электроэнергетики, но и всех инфраструктурных
отраслей. Однако нужно отметить, что документ
не получил пока одобрения у профессионалов.
В чём вы видите сильные и слабые стороны зако-
нопроекта?
— Действительно, у большинства федераль­
ных органов и основных экспертов законопроект
вызывает системные замечания, т.к. он не содер­
жит основы для повышения эффективности го­
сударственного ценового регулирования. Среди
сильных сторон я бы назвал введение инструмен­
та эталонных затрат. Но этого для перехода на но­
вые принципы регулирования недостаточно. Глав­
ная цель нового тарифного регулирования должна
состоять в том, чтобы создать базу для формирова­
ния ценообразования, основанного на показателях
эффективности деятельности регулируемых ор­
ганизаций. Для этого следует перейти от индекса­
ции тарифов на основе фактических затрат на про­
изводство товаров и услуг к принципу предельного
тарифообразования.
— Чем плох принцип индексации по фактиче-
ским затратам?
— Главный его минус в том, что он не учитыва­
ет эффективности работы регулируемых компаний.
Фактические затраты учтены, а вот насколько они
оправданы, как влияют на повышение эффектив­
ности производственной деятельности — ​не извест­
но. В связи с этим в новом законодательстве нуж­
но закладывать такие методы передового ценового
регулирования, которые позволят создать не пря­
мое включение затрат в тариф (в том числе за счёт
инвестиций), а опосредованное. Возврат инвести­
ций должен осуществляться только с учётом эффек­
тивности деятельности регулируемых организаций.
Показателями эффективности являются увеличе­
ние объёма оказания услуг, сокращение себестоимо­
сти, повышение производительности труда, фондо­
отдача.
— В качестве позитивного фактора перехо-
да на новые принципы регулирования вы отмети-
ли введение эталонных затрат. Что даёт предлага-
емый эталон? Как он рассчитывается? Существует
ли риск ошибок при расчётах?