Вести в электроэнергетике | № 3 (101) 2019
Актуальное интервью
5
— Эталон — это нормирование затрат. Мето
ды передового регулирования должны применять
ся с учётом эталонизации себестоимости продукта:
сначала мы нормируем (эталонизируем) затраты,
а потом переходим к новому методу регулирования.
Эталон, я бы сказал, — это один из «подметодов»
новых принципов ценового регулирования. С его
участием вырабатывается метод, способствующий
повышению эффективности и созданию конкурент
ного рынка там, где это возможно. Мы внимательно
изучили законопроект ФАС и Минэконоразвития
и предлагаем свой, где учтены многие моменты, ко
торых не хватает в предыдущих вариантах законо
проекта. Разработкой занимались эксперты Инсти
тута экономики роста им. П.А. Столыпина, глубоко
владеющие вопросами тарифообразования. В бли
жайшее время документ будет представлен уполно
моченным при президенте РФ по правам предпри
нимателей Борисом Титовым.
— Какие именно моменты отражены в вашем
варианте?
— Наш вариант включает все аспекты, кото
рые касаются сфер тарифного регулирования. Не
посредственно тарифы, которые регулируются,
включают в себя показатели эффективности дея
тельности, показатели передового тарифного регу
лирования, в том числе эталонный метод, стройную
систему контроля, единую систему информацион
ной модели тарифного регулирования, которая ве
дёт расчёты по всем регионам, исключая тем самым
местечковый диктат и самоуправство местных элит.
Большой опыт в тарифном регулировании позволил
нам разработать эффективный документ, определя
ющий единые подходы в тарифном регулировании
с учётом эффективности ценообразования на всей
территории Российской Федерации. Предлагаемая
нами модель не ломает сложившуюся систему регу
лирования, а выводит её на новый уровень, необхо
димый для экономического роста страны.
— Как внедрение предложенной вами модели
отразится на электроэнергетической отрасли?
— Позитивно. Здесь очень непростая ситуация.
Она сложилась не сегодня. Большие проблемы с та
рифообразованием в электроэнергетике начались
в период реформаторских преобразований, вместе
с созданием рынков. К слову, розничный рынок так
и не был создан. На сегодняшний день его заменили
гарантирующие поставщики (ГП): в среднем — по
одному на территорию. Где-то их бывает больше, но
они работают в разных сегментах и не пересекаются.
В лице ГП мы фактически получили монопольного
поставщика на монополизированном рынке. Потре
битель не имеет возможности купить электроэнер
гию нигде, кроме как у гарантирующего постав
щика. Отсутствие выбора заставляет потребителя
соглашаться на условия, которые диктует ГП.
В настоящее время электроэнергетика России
поделена на три части: генерация, электрические
сети, сбыт. С генерацией и сетями всё понятно: один
вырабатывает, другой транспортирует электроэнер
гию. У них — огромное сложное хозяйство, им, осо
бенно сетям, нужны инвестиции в обновление, мо
дернизацию и пр. Кстати, в сетях накоплен эффект
необходимости сглаживания тарифов, что дополни
тельно требует 100 млрд инвестиций. За последние
10 лет заметного обновления электросети не прои
зошло.
Сбыты живут совершенно в иной реальности. Из
всех активов и затрат у них — аренда помещения,
компьютеры, оплата труда и крутая биллинговая си
стема. Всё остальное — приборы учёта — у потре
бителей и в сетях, ответственность за техническое
и технологическое состояние энергосистемы, надёж
ность энергоснабжения и прочее — у сетевиков и ге
нераторов.
— ФАС заявила, что внедрение метода эталон-
ных затрат позволит снизить тарифы на электриче-
ство для потребителей на 12 млрд 650 тыс. рублей.
За счёт чего?
— Этого можно добиться только путём повыше
ния эффективности деятельности компаний. Пока
в сбытовых компаниях ситуация другая.
По мнению ФАС России, новый подход в регу
лировании должен основываться на методе сравне
ния аналогов (эталонных затрат), который по идее
призван увеличить инвестиционную привлекатель
ность регулируемой сферы и сделать прозрачнее
сектор ЖКХ, причём в первую очередь для потре
бителя, который хочет понять, за что он платит каж
дый месяц.
Однако внедрение данного метода без предвари
тельного аудита расходов и исключения необосно
ванных доходов регулируемых компаний приведёт
к резкому увеличению их необоснованной прибыли
и скачку роста тарифов, что уже и произошло в сфе
ре электроэнергетики.
Рассчитанные и утверждённые на основании ме
тодических указаний ФАС России сбытовые над
бавки гарантирующих поставщиков электрической
энергии с использованием метода эталонных затрат
уже привели к тому, что у 2/3 гарантирующих по
ставщиков, на долю которых приходится 94,3% рын