Вести в электроэнергетике | № 3 (107) 2020
В Госдуме РФ
11
на, и государство предпринимает меры поддержки,
позволяющие ему выжить и выполнить свои обяза
тельства, в том числе по платежам за энергию.
Определённые меры поддержки оказываются
и населению. Однако эта группа потребителей на
столько разнообразна, что я условно делю её на че
тыре категории. Первая и основная категория, её
доля где-то 75–78%, — это те, кто платит всегда. Вто
рая — 10–12% — те, кто может платить, но не платит.
Это вполне обеспеченные люди, но платить за свет
и тепло не хотят. Таких потребителей необходимо
привлекать через штрафы, пени и т.д. Третья кате
гория (тоже примерно 10–12%) — те, кто хотел бы
платить, но не имеет возможности. Это малообеспе
ченные люди, получающие субсидии от государства
на оплату ЖКХ и электричества. Такие потребители
нуждаются в дополнительной поддержке в условиях
коронавируса. И четвёртая категория — доволь
но, кстати, малочисленная, достигающая не более
5%, — это те, кто никогда не платил и платить не бу
дет. Сюда входят в основном асоциальные элемен
ты, с которыми требуется отдельная работа.
Государство приняло ряд весомых шагов по
защите благополучия граждан в условиях коро
навируса. В их числе — введение моратория на
начисление пеней за неоплату потреблённых энер
горесурсов до конца 2020 года и на ограничение ре
жима потребления электроэнергии в отношении
потребителей-неплательщиков. Однако некоторые
потребители этот жест не оценили: данное решение
привело лишь к тому, что многие из тех, кто платил
за свет и тепло, платить перестали.
В связи с этим возникла необходимость купи
ровать ситуацию. Рекомендации, принятые на пло
щадке Государственной Думы и рассмотренные
в правительстве РФ, на совещаниях у президента
России, привели к принятию новых решений. Те
перь все бюджетные организации (федеральные,
региональные, муниципальные) обязаны своевре
менно вносить плату за энергопотребление. Также
правительству предложено сдвинуть срок отмены
штрафных санкций с 01.01.2021 г. на 01.07.2020 г. —
к моменту снятия основных карантинных мер
в стране. С 1 июля должна более-менее полноценно
заработать отечественная экономика, мы возвраща
емся к нормальной жизни, поэтому будет правиль
ным вернуть санкционные нормы по неплатежам за
энергоресурсы, чтобы не ухудшать ситуацию в энер
гетике.
Сейчас отрасль готовится к очередному осен
не-зимнему сезону. Россия — страна северная, у нас
как только заканчивается один осенне-зимний пери
од, сразу же начинается подготовка к следующему.
А она всегда связана с большими затратами на ре
монтные работы, закупку резервного топлива, при
обретение материалов и пр. Снижение платёжной
дисциплины приводит к снижению выручки энерго
компаний, что может негативно отразиться на под
готовке к зиме и проблемам прохождения зимнего
максимума.
Недополучение выручки приводит к пересмотру
инвестиционных программ компаний. Хорошо,
если энергетические компании в условиях дефи
цита средств находят грамотные решения по опти
мизации инвестиций, по-другому расставляют при
оритеты, находят более дешёвые решения. Но это
не решает проблемы в целом: неплатежи сдержива
ют развитие отрасли, реализацию планов по повы
шению эффективности, созданию новой генерации,
модернизации отрасли и т.д.
— Есть ли опасность неуправляемого роста не-
платежей и повторения ситуации 90-х, когда при-
ходилось вводить веерные отключения?
— Такой опасности нет. Вся система работы
с потребителями выстроена — и в электросетевом
комплексе, и в системе газоснабжения. Надо мони
торить ситуацию, поддерживать систему платежей
в бюджетной сфере, возвращаться к нормальной си
стеме оплаты. Все условия для этого созданы. Не
давно был подписан протокол по итогам совещания
парламентариев с министром энергетики РФ Алек
сандром Новаком, прошедшего в конце апреля под
председательством председателя Государственной
Думы Вячеслава Володина. В документе есть реко
мендации по организации работы с потребителями
через развитие системы онлайн-платежей, исполь
зование ресурсов СМИ и т.д.
Расширяется программа поддержки малообе
спеченных граждан, многодетных семей, создаются
условия для повышения управляемости и прогно
зируемости ситуации. В условиях кризиса самым
главным было поддержать даже не энергетические
и сервисные компании, а потребителей, чтобы со
хранить платёжную дисциплину. Чем более си
стемной, адресной окажется поддержка, тем скорее
будут восстановлены платежи за энергию, да и эко
номика в целом.
— Помимо неплатежей, какие ещё проблемы
обострились в энергетике в условиях коронави-
руса?
— Любой кризис — это холодный душ для от
расли. Он мгновенно выявляет «слабые места», ко
торые были не так заметны в относительно благо
получный период. По итогам прохождения кризиса