Вести в электроэнергетике | № 4 (102) 2019
Единое сетевое пространство
26
Электроэнергетический рынок
пяти государств — каким он будет?
О создании единого экономического и торгового пространства в обороте
электроэнергии на территориях государств бывшего СССР шла речь уже
с середины 90-х годов, так как абсурдность разрыва электрических связей
даже в физическом понимании этого слова в ранее созданной и успешно
функционирующей ЕЭС Советского Союза с существенными экономически-
ми выгодами для всех бывших советских республик в угоду политическим
амбициям стала очевидной.
Георгий КУТОВОЙ, научный руководитель Центра экономических методов
управления в энергетике КЭУ НП «КОНЦ ЕЭС» им. А.Ф. Дьякова, заместитель
председателя Комитета по стратегии развития ТЭК ТПП РФ
Известно, что во времена плановой экономи-
ки на территории всех союзных республик была со-
здана, успешно функционировала и развивалась
Единая энергетическая система Советского Со-
юза (ЕЭС Союза). ЕЭС представляла собой еди-
ный технологический комплекс с централизован-
ным диспетчерским управлением режимами работы
электростанций, межрегиональными линиями пере-
дачи электроэнергии на напряжениях 750–220 кВ от
крупных электростанций разного типа и распреде-
лением электроэнергии в зонах централизованного
энергоснабжения по распределительным электриче-
ским сетям напряжением 110 кВ и ниже [1, 3]. С точ-
ки зрения организационно-правовой формы хозяй-
ствования электроэнергетика страны представляла
собой интегрированные на областном и республи-
канском (кроме РСФСР) уровнях территориальные
электроэнергетические комплексы союзно-респу-
бликанского подчинения, организационно-правовой
вершиной которых было Минэнерго СССР. Мини-
стерство осуществляло всю полноту отраслевой хо-
зяйственной деятельности, организовывало науч-
но-техническое и технологическое развитие отрасли
и выступало перед электротехническим и энергома-
шиностроительным комплексами заказчиком по-
ставки в отрасль оборудования и материалов в нуж-
ных объёмах, требуемого качества и в необходимые
сроки. Этому же министерству подчинялись и все
ремонтные и строительно-монтажные организации,
обеспечивающие реализацию всего комплекса ра-
бот по развитию отрасли во всех республиках по со-
гласованию с руководством последних и при самом
непосредственном их участии в реализации пла-
нов. Основными критериями эффективности рабо-
ты электроэнергетического комплекса ЕЭС Союза
были надёжное в соответствии нормативными тре-
бованиями энергоснабжение потребителей энергии
на всей территории страны при постоянном повы-
шении технико-экономических показателей работы
отрасли за счёт реализации достижений науки и тех-
ники на всех уровнях иерархической структуры хо-
зяйствования. Ценообразование в обороте электро-
энергии было организовано специализированным
Комитетом цен и определялось обоснованными по
видам деятельности производственными затрата-
ми. Нормативы затрат постоянно (не реже чем раз
в пять лет) актуализировались, дифференцирован-
но учитывая формирование указанных затрат отно-
сительно разных групп потребителей и влияние их
нагрузки на совмещённые графики работы электро-
станций и загрузку электросетевого комплекса.
Такая централизованная плановая система хо-
зяйствования после 1990 года была в нашей стране,
равно как и во всех бывших советских республиках,
реорганизована, реформирована в акционерные по
форме структуры и частично приватизирована.
При этом следует отметить, что процесс рефор-
мирования электроэнергетических систем в раз-