Вести в электроэнергетике | № 4 (102) 2019
Единое сетевое пространство
27
ных уже государствах проходил по разным моделям
и с разной скоростью. Так что к настоящему вре-
мени организационно-правовые модели в обороте
электроэнергии и соответствующее ценообразова-
ние в разных государствах сформировались с суще-
ственными отличиями и разошлись настолько, что
гармонизация хозяйственных механизмов при ре-
шении вопросов экономической политики стран на
постсоветском пространстве в настоящее время уже
представляет собой не только экономическую, но
политически сложную проблему [3].
Так, в Российской Федерации в обороте
электроэнергии функционирует множество — око-
ло 2,5 тысячи — разного рода энергетических хозяй-
ствующих субъектов, чьей основной хозяйственной
целью является зарабатывание прибыли, которую
они получают, продавая свою продукцию и услу-
ги потребителям электро- и теплоэнергии и конку-
рируя за договоры с потребителями. За прошедшие
почти три десятка лет с начала рыночных реформ
в нашей стране электроэнергетика после глубоко-
го экономического спада в так называемые «лихие
90‑е» в этом году вышла на уровни производства
и потребления электроэнергии 1990 года, что позво-
лило экспертному сообществу сделать объективный
сравнительный анализ технико-экономических по-
казателей нынешнего состояния электроэнергетики
с соответствующими показателями стартового пе-
риода. Вывод, к сожалению, неутешительный — по
всем экономическим показателям отечественная
электроэнергетика сегодня характеризуется хуже
стартовых показателей 1990 года [3, 4]. Это значит,
что государству не удалось принять такие правила
торговли электроэнергией на оптовом и розничном
рынках, благодаря которым механизмы конкурен-
ции производителей на оптовом рынке, механизмы
государственного регулирования стоимости услуг
электросетевого комплекса по транспорту и распре-
делению электроэнергии, а также конкурентная сто-
имость услуг энергосбытовых компаний привели бы
к снижению цен (тарифов) на электроэнергию для
потребителей. Кроме того, государственное регули-
рование цен (тарифов) взяло на себя неблагодарные
функции выравнивания тарифов для абсолютно не-
однородной, архидифференцированной по доходам
группы потребителей под общим названием «насе-
ление» за счёт соответствующего повышения тари-
фов (свыше 400 млрд руб./год) для потребителей
реального сектора экономики, организовало обяза-
тельный сбор денег для возврата капвложений ин-
весторам энергетических строек в генерирующих
компаниях (ДПМ‑1 и -2) для снижения цен (тари-
фов) для промышленных потребителей Дальнего
Востока и другие целевые сборы с реального секто-
ра экономики с общей величиной таких сборов око-
ло 2,0 трлн руб./год [6]. Поэтому цена на электро-
энергию сегодня лишь на 25–30% определяется
конкуренцией производителей, а остальная доля —
около 70% цены электроэнергии — определяется
регуляторными механизмами государства. В этих
условиях по всей совокупности факторов цены на
электроэнергию для потребителей реального сек-
тора экономики завышены как минимум в два раза,
и с таким ценообразованием на отечественном рын-
ке электроэнергии, по мнению омбудсмена Б.Ю. Ти-
това [5], «двигаться в будущее нельзя, т.к. система
дала сбой».
В силу вышеизложенных факторов функцио-
нирующая модель рыночных отношений в электро
энергетике России и соответствующее ценообразо-
вание в обороте электроэнергии вряд ли могут быть
привлекательны для других государств, равно как
и наоборот — сформировавшиеся модели в других
государствах вряд ли могут быть скопированы для
российской электроэнергетики. А вот постепенное
сближение этих моделей, использование их положи-
тельных характеристик для внедрения в националь-
ные варианты могут привести к созданию некоего
оптимального для всех моделей варианта и полно-
му взаимному открытию национальных энергетиче-
ских рынков для открытой конкуренции производи-
телей в интересах потребителей. Это будущее может
наступить при встречном желании государств созда-
вать для национальных экономик наиболее эконо-
мичное энергообеспечение и энергоснабжение по-
требителей.
Не вдаваясь в хронологические подробности
объективно рационального и взаимовыгодного про-
цесса экономической интеграции независимых го-
сударств на постсоветском пространстве, сегодня
можно констатировать, что эта идея успешно разви-
вается, приобретая оригинальную и эффективную
организационно-правовую форму.
Президенты пяти государств — членов Евразий-
ского экономического союза (Российская Федера-
ция, Республика Беларусь, Республика Казахстан,
Республика Кыргызстан, Республика Армения)
подписали 29 мая т.г. в г. Нур-Султане [2] Прото-
кол о внесении изменений в Договор о Евразийском
экономическом союзе в части создания Общего
электроэнергетического рынка союза (ОЭР Союза).
Это политическое решение свидетельству-
ет о том, что электроэнергетическая отрасль госу-
дарств-подписантов находится в высокой степени
готовности к интеграции и сближению механизмов