Вести в электроэнергетике | № 4 (108) 2020
Мнение эксперта
11
Вместе с тем, за последние 20 лет получила раз-
витие и другая форма ПС — межрегиональная. Это
механизм компенсации выпадающих доходов энер-
гокомпаниям из-за установления льготных цен (та-
рифов) для целого ряда регионов России за счёт
соответствующего повышения цен (тарифов) на оп-
товом рынке электроэнергии/мощности (ОРЭМ)
для потребителей первой и второй ценовых зон
ОРЭМ. Такой вид внебюджетного субсидирования
стал удобным для руководства страны в связи с раз-
делением цены на электроэнергию на две состав-
ляющие: переменную — оплата в основном топли-
ва, и постоянную — оплата мощности, отобранной
на конкурентном рынке мощности (КОМ). Пер-
вая — переменная составляющая цены на электро-
энергию — сегодня эффектно используется в до-
кладах руководству страны для демонстрации
конкурентного ценообразования на ОРЭМ, а вторая
составляющая цены — цена мощности — удобна для
скрытого от общества так называемого внебюджет-
ного финансирования избыточных инвестицион-
ных программ энергетики. Такое госрегулирование
цен (тарифов) обусловило создание практически
невостребованных резервов электрогенерации —
а это свыше 50 ГВт установленных мощностей, —
и загрузку в среднем не выше 35% пропускных спо-
собностей электросетевого хозяйства, что является
внутренним фактором угроз экономическому раз-
витию страны.
Следует также указать и на законодательно уста-
новленные надбавки в цене на мощность для покуп-
ки электроэнергии от разного типа ВИЭ (доплата
за декарбонизацию электроэнергетики).
Сегодня практика ценовых сборов на оптовом
рынке получила продолжение для целей модерниза-
ции тепловой электроэнергетики, на очереди модер-
низация ГЭС, АЭС, цифровизация энергетики и пр.
Это привело к тому, что ценовая ставка
на мощность практически сравнялась со ставкой
на электроэнергию, вместо стартового значения
не более 25–30%.
Следовательно, забота о льготировании одних
групп потребителей за счёт промышленного секто-
ра как государственная политика внебюджетного
механизма обусловливает стагнацию предпринима-
тельства в реальном секторе экономики. Эксперт-
ные оценки свидетельствуют о том, что за счёт пе-
рекрёстного разного рода субсидирования цены
(тарифы) на электроэнергию для реального секто-
ра экономики в зоне ЕЭС России (за исключени-
ем ДВЭС) сегодня завышены не менее чем на 40%
по сравнению с экономически обоснованным уров-
нем, а общий объём такого субсидирования, т.е. изъ-
ятия денег из стагнирующего промышленного биз-
неса, оценивается величиной около 1,0 трлн рублей
в год.
Правительство и законодатели Госдумы РФ
пытались выйти на решение проблемы [2–4] пере-
крёстного субсидирования и даже приняли целый
ряд законодательных документов, например, таких
как ФЗ‑35 от 21.02.2003 г., ФЗ‑261 от 23.11.2009 г.,
ПП РФ № 614, а также постановления субъек-
тов РФ. Однако до настоящего времени ФЗ и по-
становления правительства в части вышеназван-
ных проблем не выполняются. Было предложено
внедрить шкалу цен (тарифов) на электроэнергию,
Перекрёстное субсидирование —
это механизм ценообразова-
ния на покупаемую энергию для
различных групп потребите-
лей, который применяется го-
сударственным регулирующим
органом для установления зани-
женных уровней цен (тарифов)
на энергию для одних групп по-
требителей за счёт соответ-
ствующего повышения цен (та-
рифов) на энергию для других
групп потребителей.