Вести в электроэнергетике | № 4 (108) 2020
Мнение эксперта
10
О перекрёстном субсидировании
цен в электроэнергетике
как факторе социальной политики государства
Перекрёстное субсидирование при ценообразовании на энергоресурсы как
экономический механизм социальной помощи населению в нашей стране
появилось начиная с 90‑х годов. В условиях стремительной инфляции,
уровень которой превышал 200% в год, и массовой потере рабочих мест
государство при скудном и почти на 50% не собираемом бюджете пошло
на то, чтобы хотя бы за счёт установления льготных цен на электроэнергию
и тепло как-то поддержать население в эти тяжёлые годы.
Георгий КУТОВОЙ, научный руководитель Центра экономических методов
управления в энергетике КЭУ НП «КОНЦ ЕЭС» им. А.Ф. Дьякова, заместитель
председателя Комитета по стратегии развития ТЭК ТПП РФ
Льготирование цен на энергоресурсы для насе-
ления осуществлялось и осуществляется в насто-
ящее время не избирательно, не сегментировано
по категориям населения, по факторам социаль-
ной обеспеченности, региональных экономических,
климатических и социальных особенностей про-
живания людей. Принцип уравнительного подхода
по всей стране был принят за основу льготирования,
от чего выгодополучателями такого льготирования
оказались как раз не слабо социально обеспеченные
слои населения в регионах, которые мало потребля-
ют энергоресурсов, что должно быть целевой зада-
чей льготирования, а те, которые много потребляют
и нерегулярно оплачивают свои счета из-за их ми-
зерной доли в семейных бюджетах.
Кроме того, в качестве финансового источника
такого льготирования государство определило цены
(тарифы) для субъектов реального сектора эконо-
мики, включая практически весь коммерческий сек-
тор. Поскольку непосредственное государственное
регулирование цен (тарифов) на розничных рын-
ках субъектов РФ, согласно действующему законо-
дательству [2], отнесено к полномочиям субъектов
РФ, доли промышленного энергопотребления в ко-
торых существенно разнятся между собой, а для на-
селения государство проводит уравнительную по-
литику, вполне естественно, что в ряде регионов
со слаборазвитой промышленностью для субъектов
бизнеса объективно выпала существенная величина
ценовой надбавки, которую и называют перекрёст-
ным субсидированием (ПС).
При перекрёстном субсидировании цены (тари-
фы) на электроэнергию, например, для населения
устанавливаются ниже экономически обоснован-
ных уровней, а для промышленных потребителей
госрегулятором устанавливаются цены (тарифы),
соответственно, выше экономически обоснован-
ных уровней. С 2004 года был снят законодатель-
ный запрет на применение такого механизма,
и уровень перекрёстного субсидирования цен (та-
рифов) на электроэнергию стал быстро расти и со-
ставит к концу 2020 года не менее 400 млрд руб
лей в год против 63 млрд в 2004 году. По оценкам
Минэнерго России, перекрёстное субсидирование
на уровне 2022 года может составить уже 417 млрд
рублей в год. Это реальные деньги, которые изы-
маются из реального сектора экономики, которых
так не хватает на каждом предприятии. Это означа-
ет, что государство перекладывает финансирование
части льгот для населения на промышленный сек-
тор экономики вместо дифференцированной бюд-
жетной поддержки только слабообеспеченных ка-
тегорий населения.