Стр. 13 - 05-2016

Упрощенная HTML-версия

11
Вести в электроэнергетике │ № 5 (85) 2016
К 80-ЛЕТИЮ А.Ф. ДЬЯКОВА
на электрическую и тепловую энергию в различных
регионах РФ отличаются порой в 12 раз. Например,
весной «Камчатскэнерго» отпускал электроэнергию
собственным потребителям по 125 руб. за кВт
ч, а
Иркутскэнерго – по 10,7 руб. за кВт
ч.
Основная причина столь существенной разни-
цы в тарифах – действующая с начала 1993 г. схема
рынка, при которой эффект от деятельности круп-
ных, наиболее экономичных электростанций РФ за
редким исключением остаётся в руках потребите-
лей региона, где расположены эти электростанции
(Иркутская обл., Красноярский край, Республики
Хакасия, Чувашия и др.). Происходит самовольное
присвоение эффекта от функционирования электро-
станций потребителями регионов, на территории
которых оказались наиболее экономичные электро-
станции России, построенные за счёт средств госу-
дарственного бюджета в период централизованной
государственной экономики, говоря проще, на сред-
ства налогоплательщиков всей страны.
Чтобы решить эту проблему и выровнять тари-
фы по регионам, на основании Указа президента
РФ № 923 от 15 августа 1992 г. следовало вывести
на оптовый рынок мощности и энергию 51 электро-
станции. Однако в Иркутской области, Татарстане,
Башкортостане, Красноярском крае и др. задержа-
ны в составе региональных энергоснабжающих ор-
ганизаций крупные электростанции. Это не только
ведёт к негативным экономическим последствиям,
но и снижает надёжность работы Единой энерго-
системы России (ЕЭС РФ), поскольку усложняется
управление частотой электрического тока, меж-
системными перетоками энергии и т.п., что уже
прямо угрожает национальной энергетической без-
опасности.
Это начинают осознавать энергодефинитные
регионы – на совещании Координационного совета
по энергетике Сибири ассоциации «Сибирское со-
глашение» ещё год назад принято решение подгото-
вить предложения по выводу всех электростанций
и энергоёмких потребителей на оптовый рынок Как
правило, сторонники региональных рынков элек-
троэнергии ссылаются на опыт работы пулов США.
Но ведь у энергетиков США нет другого выбора –
в этой стране нет единой энергосистемы. Зачем же
нам отказываться от преимуществ, которые даёт
ЕЭС РФ? Создание региональных рынков закрепит
несправедливое распределение эффекта от деятель-
ности электростанций, усилит противоречия в ЕЭС
РФ, сформирует предпосылки для её разрушения.
Для защиты экономических интересов энергоде-
фицитных регионов и дальнейшего выравнивания
тарифов необходимо рассмотреть вопрос о выво-
де на оптовый рынок мощностей и энергии других
электростанций, не перечисленных в указе № 923.
Это можно было бы осуществить, организовав на
их базе юридически самостоятельные АО (дочер-
ние предприятия соответствующих энергоснабжаю-
щих организаций) с правом выхода их на оптовый
рынок.
В перспективе требуется разработать законода-
тельные акты, которые позволят отрасли перейти от
управления, основанного на владении контрольны-
ми пакетами акций, к управлению, базирующемуся
на законах. Для этого в 1994–1995 гг. необходимо
разработать и принять пакет законов (14 докумен-
тов), регулирующих отноше-
ния в области надёжности и
эффективности функциони-
рования электроэнергетики,
системы лицензирования де-
ятельности электроэнергети-
ческих предприятий, защиты
прав потребителей. Только
после этого следует решать
вопросы о контрольных па-
кетах акций региональных
АО энергетики и электрифи-
кации и электростанций, го-
сударственном пакете акций
РАО «ЕЭС России». Мы ра-
ботаем над проектами этих
документов вместе с РАН,
Минтопэнерго РФ, отрасле-
вым институтом экономики,
тремя международными кон-
салтинговыми фирмами.
Нижневартовская ГРЭС