Стр. 14 - 05-2016

Упрощенная HTML-версия

12
Вести в электроэнергетике │ № 5 (85) 2016
К 80-ЛЕТИЮ А.Ф. ДЬЯКОВА
Очень серьёзная проблема – усиление систе-
мы государственного регулирования тарифов на
электрическую и тепловую энергию. Статистика
говорит, что рост тарифов вызван внешними фак-
торами, электроэнергетику тут упрекать не за что.
Темпы спада в промышленности опережают тем-
пы снижения электропотребления, а электроём-
кость производства продолжает расти. Так, элек-
тропотребление в стране в 1 квартале снизилось
на 4 % по сравнению с тем же периодом 1993 г.,
а объём производства в чёрной металлургии – на
25 %, в цветной – на 16 %, химической – на 30 %,
машиностроении – на 44 %. Естественно, возрас-
тёт доля электроэнергии в стоимости продукции
(хотя она не столь уж велика – в среднем 8–12 %).
Экономическое положение потребителей ухудша-
ется из-за спада производства, а также из-за сни-
жения спроса на их продукцию. Значит, не тарифы
на электроэнергию являются причиной их плохого
экономического положения.
К сожалению, во многих регионах утвержде-
ние тарифов срывается. Тарифы на II квартал от-
регулированы только в 56 из 72 энергоснабжающих
организаций. Такое положение может поставить
электроэнергетические предприятия на грань бан-
кротства. Уже в I квартале 8 энергетических АО
(«Амурэнерго», «Вологдаэнерго», «Колэнерго» и
др.) вышли с убытками, у большинства АО энер-
горентабельность упала ниже 10 %. Региональные
энергетические комиссии и раньше неохотно шли
на увеличение тарифов, но Федеральная энергетиче-
ская комиссия (ФЭК) активно вмешивалась в ситу-
ацию – если невозможно было достигнуть согласия,
она утверждала тарифы.
Напряжённость в регулировании тарифов с
каждым днём нарастает. Полагаю, что,
решая столь непростые и болезненные
проблемы, комиссии должны не ориен-
тироваться на ведомственные интересы
отдельных предприятий, а опираться на
тщательный анализ состояния рынка тру-
довых и материальных затрат. Тот факт,
что сейчас не выполняются решения даже
ФЭК, говорит о неспособности комиссий
на общественных началах действовать
объективно в сложных экономических
условиях – их деятельность необходимо
организовать на профессиональной осно-
ве, ускорить утверждение положения о
государственном регулировании тарифов
и о ФЭК.
Важнейшим направлением является
выравнивание тарифов по группам по-
требителей. Правительство своим поста-
новлением № 352 (22.04.94 г.) такую возможность
региональным энергетическим комиссиям предо-
ставило, однако пересмотр тарифов для населения
идёт вяло. К середине мая новые тарифы для населе-
ния были введены только в 12 энергообъединениях.
Разумеется, электроэнергетика, как и другие от-
расли, страдает от низкой платёжной дисциплины
как на розничных, так и на оптовом рынках элек-
троэнергии. К концу июня задолженность потреби-
телей составила более 9,8 трлн руб. Нет ни одной
отрасли народного хозяйства страны, предприятия
которой не задолжали бы энергетикам: предприятия
топливно-энергетического комплекса – 863 млрд
руб., металлургии – 851 млрд, машиностроители –
523 млрд, железнодорожники – 191 млрд, ВПК –
313 млрд, бюджетные организации – 455 млрд,
сельское хозяйство – 346 млрд руб. В январе-апреле
1994 г. потребители оплатили энергосистемам ме-
нее 50 % отпущенной им энергии, и это привело
к резкому росту долгов энергетиков. За уголь они
должны 295 млрд руб., за мазут – 228 млрд, за газ –
1073 млрд руб.
Такие тромбы в финансовой системе страны
срывают планы ремонта, модернизации и техпере-
вооружения электростанций, и это уже сказывается
на снижении надёжности их работы. Практически
полностью прекращено инвестирование строитель-
ного комплекса.
Неплатежи не позволяют накопить запасы то-
плива на электростанциях. Здесь ситуацию специа-
листы оценивают как тревожную, а на электростан-
циях Дальнего Востока – как катастрофическую.
Из зимы электростанции вышли с небывало низки-
ми запасами топлива, что предопределило необхо-
димость увеличить темпы накопления запасов в це-
ЛЭП 500 кВ