22
Вести в электроэнергетике │ № 5 (85) 2016
Единой энергетической системы, прошедшем 18 апреля 2013 года в г. Москве (протокол Совместного за-
седания от 18 апреля 2013 г. № 3/13 прилагается).
В упомянутом Совместном заседании приняли участие ведущие учёные-энергетики, практики и про-
ектировщики страны, представляющие самое авторитетное экспертное сообщество в области электроэнер-
гетики. Решения указанного Совместного заседания были представлены в профильные министерства и
ведомства федеральных органов исполнительной власти, Федеральному Собранию РФ, опубликованы в
отраслевых журналах.
Предложения Совместного заседания нашли поддержку в Комитете по энергетике Государственной
думы РФ, и по результатам Совместного заседания были направлены письма Президенту России
В.В. Путину и председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву.
За прошедшие два года рекомендации Совместного заседания частично были учтены в принятых по-
правках к действующим нормативно-правовым документам, однако положение дел в экономике и электро-
энергетике требует более решительных действий.
Совершенно очевидно, что мы стали заложниками ранее принятых ошибочных решений в части из-
лишне глубокой либерализации торговли электроэнергией, не оценив должным образом всех послед-
ствий этих реформ. Мировая практика подтверждает наш негативный опыт. Так, на Всемирном конгрессе
в г. Монреале (Канада), проводимом Мировым энергетическим советом в сентябре 2010 года, было отмече-
но, что «глубокая либерализация рыночных отношений в электроэнергетике себя не оправдала».
Ниже отметим только некоторые ошибочные решения, принятые в 2007 году в направлении необдуман-
но глубокой либерализации торговли электроэнергией, которые нанесли и продолжают наносить серьёз-
ный ущерб экономике страны:
• запрещение электросетевым компаниям заниматься энергосбытовой деятельностью и передача этих
функций так называемым «гарантирующим поставщикам» – энергосбытовым компаниям. В действи-
тельности эти «гарантирующие поставщики» ничего гарантировать не могут, поскольку не обладают
для этого необходимыми техническими и финансовыми средствами. Фактически энергосбытовую дея-
тельность продолжают осуществлять электросетевые компании, к которым энергосбытовые организации
обращаются за помощью для выполнения мероприятий по энергоснабжению. Федеральный закон от 26
марта 2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» разделил единый технологический процесс производства
и передачи электроэнергии на отдельные виды деятельности и ликвидировал ранее действующее поня-
тие «энергоснабжающие организации», которые несли ответственность за надёжное энергоснабжение
потребителей на закреплённой за ними территории. Сейчас ответственность за надёжное энергоснабже-
ние потребителей на территории никто не несёт;
• разрешение частным непрофильным компаниям владеть и управлять участками сетей, оказывая «услу-
ги» по передаче электроэнергии, которые увеличивают тариф. В настоящее время в электросетевом ком-
плексе наряду с электросетевым комплексом ПАО «Россети» работают более 4,5 тысяч частных терри-
ториальных сетевых организаций, тарифное регулирование которых является непрозрачным и вызывает
много нареканий;
• обязательный вывод на оптовый рынок всех городских и промышленных ТЭЦ, установленная мощность
которых превышает 25 МВт, и неадекватное для них ценообразование на тепловую и электрическую
энергию, выработанную в комбинированном цикле, обусловили «котелизацию» городов и промышлен-
ных предприятий с общим перерасходом до 30 % органического топлива;
• отстранение Системного оператора и его региональных структур от организации конкуренции между
электростанциями на рынке электроэнергии.
Перечисленные выше ошибки догматической либерализации в электроэнергетике привели к тому, что
в сбытовой сфере действует криминальный увод с рынка электроэнергии гигантских денежных средств.
Так, дебиторская задолженность на рынке электроэнергии сегодня уже перевалила за 140 млрд рублей и
продолжает увеличиваться. Эти средства «замещаются» банковскими кредитами, обслуживание которых
вновь включается в тарифы на электроэнергию, что ведёт к ещё большему росту тарифов для потре-
бителей.
Региональные рынки электроэнергии и тепла превратились лишь в зоны сбора денег с потребителей с
принудительными платежами промышленных потребителей по договорам поставки мощности.
Для исправления допущенных ошибок мы обращаемся к вам с просьбой поддержать в рамках своих
полномочий следующие первоочередные законодательные инициативы по внесению соответствующих по-
правок в Ф3-35 «Об электроэнергетике», высказанные авторитетным экспертным сообществом.
К 80-ЛЕТИЮ А.Ф. ДЬЯКОВА