Стр. 25 - 05-2016

Упрощенная HTML-версия

23
Вести в электроэнергетике │ № 5 (85) 2016
1. Исключить п. 5 статьи 36, предусматривающий требование обязательного вывода на оптовый рынок элек-
троэнергии и мощности всех электростанций с установленной мощностью 25 МВт и выше, что откроет
возможность местным электростанциям, в том числе и ТЭЦ, работать на местных рынках электроэнер-
гии и тепла. Потребители в этом случае смогут заключать прямые договоры с местными электростанци-
ями или с поставщиками с оптового рынка электроэнергии, если их цены будут более привлекательные
для потребителей. В этом и будет смысл создания эффективной конкуренции за поставки электроэнергии
потребителям по приемлемым ценам.
2. Консолидировать все сетевые активы территориальных сетевых организаций в рамках каждого субъекта
РФ в виде дочерних компаний соответствующих межрегиональных распределительных сетевых ком-
паний. Это позволит унифицировать структуру электросетевого комплекса страны, проводить единую
научно-техническую политику в рамках ПАО «Россети», повысит регулирующую роль государства и,
следовательно, ответственность региональной власти за адекватное развитие важнейшей энергетической
инфраструктуры жизнеобеспечения региона.
3. Снять запрет для электросетевых компаний на энергосбытовую деятельность, законодательно закрепив
за ними функции «гарантирующего поставщика» с обязанностью никому не отказывать в праве на заклю-
чение договоров на электроснабжение и в праве потребителям на технологическое присоединение к сети
в установленном порядке. Это обеспечит гарантии для потребителей всегда иметь возможность заклю-
чить договоры электроснабжения с электросетевой компанией. Уже имеется положительный опыт пере-
дачи функций гарантирующего поставщика от энергосбытовых организаций электросетевым компаниям
в восьми субъектах РФ, это позволило снизить дебиторскую задолженность потребителей и исключило
криминальную практику увода денег с рынка электроэнергии.
4. Отказаться от практики разделения электроэнергии на два товара – электроэнергии и мощности, перейдя
на продажу только электроэнергии по дифференцированным во времени тарифам, а торговлю резервны-
ми мощностями осуществлять на рынке системных услуг, на котором могут торговаться и недогружен-
ные по теплу мощности теплофикационных агрегатов ТЭЦ. Это позволит существенно (почти в два раза)
уменьшить количество договоров на оптовом рынке и сделает рынок более ясным для потребителей.
5. Узаконить метод определения максимальных предельных уровней цен на электроэнергию, поставляе-
мую от энергосистем централизованного электроснабжения для конечных потребителей в каждом регио-
не, равным или меньшим уровня цен от альтернативной электростанции, которая может быть построена
для электроснабжения потребителей из условий их самоэнергообеспечения. Такое ограничение уровней
цен на электроэнергию для конечных потребителей сформирует жёсткие требования для всех поставщи-
ков электроэнергии по снижению своих производственных затрат в конкурентной борьбе за договоры с
потребителями.
6. Перейти на торговлю электроэнергией на оптовом рынке по модели «Единственный покупатель», пре-
дусматривающей конкуренцию генерирующих компаний на оптовом рынке за поставку электроэнергии
единому Закупочному агентству, действующему по поручению государства. Деятельность Закупочного
агентства будет регулироваться государством, включая назначение тарифов на электроэнергию, поку-
паемую у производителей и продаваемую затем потребителям по усреднённой цене (более низкой, чем
рыночная цена).
Модель «Единственный покупатель» – это один из видов конкуренции, наиболее приемлемой для рос-
сийского рынка электроэнергии. Этот вид конкуренции является рыночным и одновременно даёт возмож-
ность централизованно планировать развитие электроэнергетики. Системный оператор будет загружать
электростанции с наименьшими затратами на выработку электроэнергии, а более дорогие электростанции
будут формировать резерв и получать только компенсацию своих постоянных затрат (оплата мощности).
У незагруженных электростанций появится стимул снижать свои производственные затраты. Это позволит
снизить тариф на электроэнергию для потребителей.
Комитет по энергетике Государственной Думы РФ и научная общественность, представленная веду-
щими учёными-энергетиками, практиками и проектировщиками, глубоко убеждены в необходимости ско-
рейшей реализации и большой экономической эффективности предложенных выше нормативно-правовых
инициатив.
Просим вас поддержать перечисленные инициативы по внесению соответствующих поправок в
Ф3-35 «Об электроэнергетике» и направить свои предложения в Комитет Государственной Думы РФ по
энергетике.
К 80-ЛЕТИЮ А.Ф. ДЬЯКОВА