Стр. 6 - VESTI-NEWS_5(97)-2018-demo

Упрощенная HTML-версия

Вести в электроэнергетике | № 5 (97) 2018
4
Актуальное интервью
«Новая энергетика — ​это сфера
для малых игроков»
Цифровизация электроэнергетики начинает-
ся с интеллектуальных приборов и систем учёта
(ИПУ и ИСУ). Что происходит в этой сфере сегод-
ня? Насколько поставщики и потребители энер-
гии готовы к переходу на цифровые технологии —​
законодательно, технологически, организационно?
К чему нужно быть готовым при реализации ин-
теллектуальных проектов? На эти и другие вопро-
сы отвечает президент ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ»
Михаил АНДРОНОВ.
— Михаил Сергеевич, проект Федерального
закона № 139989–7 «О внесении изменений в от-
дельные законодательные акты Российской Фе-
дерации в связи с развитием систем учёта элек-
трической энергии (мощности) в Российской
Федерации» вызвал большую дискуссию сре-
ди поставщиков и потребителей электроэнергии.
В документ было внесено множество поправок,
с учётом которых к 1 июня 2018 г. Министерство
энергетики РФ должно было внести в Государ-
ственную Думу отредактированный документ,
обеспечивающий условия для эффективного, вза-
имовыгодного развития внутреннего энергетиче-
ского рынка. Какие ключевые моменты должны
быть отражены в законопроекте с точки зрения по-
требителя?
— Предыдущая версия законопроекта подра-
зумевала, что создание интеллектуальной системы
учёта электрической энергии, приобретение и уста-
новка приборов учёта будут осуществляться исклю-
чительно территориальными сетевыми организаци-
ями (ТСО). Концепция создания единой системы
учёта электрической энергии на базе ТСО приво-
дит к необоснованной монополизации отношений
в сфере коммерческого учёта сетевыми организаци-
ями, что потенциально приведёт к нарушению ба-
ланса интересов потребителей и сетевых организа-
ций при осуществлении расчётов за потреблённую
электрическую энергию (мощность).
Дополнительно стоит отметить, что в соответ-
ствии с действующими нормативно-правовыми ак-
тами обязанность по организации учёта в первую
очередь лежит на самих потребителях. Субъекты
рынка несут ответственность за отсутствие прибо-
ров учёта, вплоть до лишения статуса субъекта оп-
тового рынка. Для розничных потребителей также
предусмотрены штрафные санкции за отсутствие
приборов учёта. Предлагаемая конструкция приво-
дит к необоснованному дублированию систем учё-
та электрической энергии и потенциальному росту
количества несогласованных данных учёта оптово-
го и розничного рынков.
Прежде чем инициировать поправки в закон, не-
обходимо понять целевую конструкцию. Она долж-
на отвечать на вопросы: кто устанавливает приборы
учёта и кто несёт ответственность за некорректный
учёт. Необходимы создание единого стандартизи-
рованного формата передачи данных приборов учё-
та для всех держателей интеллектуальной системы
учёта и стандартизация технических требований.
Законопроект должен формировать понятную и не-
противоречивую модель организации интеллекту-
ального коммерческого учёта в электроэнергетике,
которая позволит унифицировать системы учёта на
розничных и оптовом рынках, сделать данные га-
рантировано достоверными и равнодоступными для
всех заинтересованных сторон.
— Интеллектуализация энергетики начинается
с «умных» приборов учёта, но парк электросчёт-
чиков в целом сильно устарел. Какие предполага-
ются темпы замены приборов?
— Все приборы учёта можно разделить на два
типа: те, которые используются физическими лица-