Стр. 7 - VESTI-NEWS_5(97)-2018-demo

Упрощенная HTML-версия

Вести в электроэнергетике | № 5 (97) 2018
Актуальное интервью
5
ми, и те, которые используются юридическими ли-
цами. Физические лица не нуждаются в неотложной
замене приборов. К вопросу цифровизации следу-
ет подходить системно: современными приборами
учёта должны быть оснащены все новые объекты
строительства, переход на «умные» приборы учё-
та целесообразно осуществлять согласно планово-
му графику замены старых счётчиков в рамках про-
граммы капитального ремонта, проводимого за счёт
соответствующего фонда. Каждый прибор имеет
свой период полезного использования и при усло-
вии исправной работы не нуждается в экстренной
замене.
Что касается других потребителей — ​юридиче-
ских лиц, — ​среди них многие из-за кризиса и санк-
ций испытывают трудности, и принуждение таких
организаций к внеплановой замене счётчиков ста-
нет для них тяжёлой ношей.
— Заместитель министра ЖКХ по Москве счи-
тает, что для приборов и систем интеллектуального
учёта должны быть прописаны контракты жизнен-
ного цикла. Что это такое? Что такие контракты
дают?
— Контракт жизненного цикла — ​это тип дого-
вора, который предусматривает закрепление усло-
вий договора на весь жизненный цикл объекта. Та-
кие договоры используются преимущественно при
реализации крупных инфраструктурных проектов,
чтобы гарантировать инвестору возврат инвести-
ций, а заказчику — ​соответствие объекта заданным
критериям в течение всего срока его эксплуатации.
Применение контрактов жизненного цикла
в электроэнергетике в отношении приборов ком-
мерческого учёта электроэнергии представляет-
ся спорным. Во-первых, это типовое оборудование,
за качество которого отвечает завод-изготовитель.
Во-вторых, стоимость каждого из них не столь ве-
лика, чтобы защищать инвестора контрактом жиз-
ненного цикла.
— Одна из ключевых проблем реализации но-
вой системы учёта — ​сохранение экономии, полу-
ченной при реализации мероприятий по снижению
потерь электроэнергии. Методика по данному на-
правлению, кажется, только начинает обсуждать-
ся. Какие базовые принципы должны быть в ней
заложены?
— Главный принцип: источником финансиро-
вания для создания интеллектуальных систем учё-
та сетевыми организациями должна стать экономия,
возникающая в результате их эксплуатации. Это по-
может избежать роста тарифов на передачу.
Одним из показательных примеров применения
цифровых технологий и платформ в рамках дей-
ствующего тарифа на передачу электрической энер-
гии является ПАО «ФСК ЕЭС». Уровень цифрови-
зации инфраструктуры этой компании находится на
уровне 80%. Внедрение происходит за счёт ожидае-
мой экономии издержек и не увеличивает финансо-
вую нагрузку для потребителей. Это оптимальный
способ осуществления такого рода инноваций, и он
не требует законодательных изменений.
— За чей счёт должно проводиться «оприбори-
вание» у физических и юридических лиц?
— Замена приборов учёта у физических лиц
должна осуществляться постепенно, согласно пла-
новому графику, а финансирование должно прово-
диться из фонда капитального ремонта. Мгновен-
ный переход на новое оборудование — ​мероприятие
не из дешёвых, и расходы в этом случае включают
в тариф, то есть заплатят за всё конечные потреби-
тели.
Юридическим лицам следует дать право выбо-
ра. Они сами определят для себя выгоду. Целесо­
образно будет разработать особый тарифный план,
выгодный для потребителей, имеющих интеллекту-
альные системы учёта. Подобная инициатива даст
стимул предпринимателям для перехода на прибо-
ры нового поколения. Применение льготного тари-
фа будет экономически обосновано — ​потребитель,