7
Вести в электроэнергетике │ № 6 (92) 2017
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
инвестиционные проекты, которые стали возможны
благодаря большому потенциалу региона. Одним из
фундаментальных факторов в привлечении инвести-
ций является, в том числе, и обеспеченность региона
энергоресурсами: уровень развития, степень доступ-
ности сетевой инфраструктуры, оптимальная загруз-
ка центров питания, надёжность энергоснабжения и
ряд других. По всем этим факторам энергетическая
система Пермского края, с моей точки зрения, являет-
ся одной из наиболее мощных. К примеру, суммарная
установленная мощность генерирующего оборудова-
ния электростанций составляет 6,9 ГВт. В 2016 году
на территории края было выработано 27,6 млрд кВт
•
ч
электроэнергии, из которых более 4 млрд кВт
•
ч
(14,6 %) было передано в соседние регионы.
Законодательство в сфере электроэнергетики
устанавливается на федеральном уровне, поэтому
многие изменения в равной степени касаются и со-
седних регионов, которые, как и Пермский край, на-
ходятся в первой ценовой зоне оптового рынка. Эта
модель функционирования устроена так, что даже
незначительные изменения в законодательстве ока-
зывают существенное воздействие как на рынок в
целом, так и на каждый конкретный субъект в от-
дельности. В отличие от оптового рынка регулиро-
вание на региональных уровнях достаточно уни-
фицировано. Здесь субъект контролирует степень
влияния региональных факторов на потребителя при
оптимальном уровне инвестиционных программ в
сетевом комплексе.
– Выступая на панельной дискуссии в рамках
недавно прошедшей «Российской энергетической
недели» губернатор Пермского края Максим
Решетников предложил перейти к таргетиро-
ванию цен на электроэнергию. То есть, данный
вопрос в вашем регионе обсуждается. А как этот
переход отразится на потребителях и производи-
телях электроэнергии?
– Использование инструментов государственной
экономической политики в условиях свободного
(нерегулируемого) оптового рынка электроэнергии,
в том числе через механизм таргетирования, с моей
точки зрения, действенный способ защиты потреби-
теля от колебаний цен.
Для понимания ситуации приведу простой при-
мер. С 2013 года темп роста стоимости электроэнер-
гии для конечного потребителя составил 225 %. В то
время как инфляция за этот период составила лишь
25 %. Это говорит о том, что у нас доля затрат на
электроэнергию в себестоимости продукции у про-
изводителя существенно увеличивается.
Другой пример, цена энергии (мощности) на
оптовом рынке в сентябре 2017 года была опреде-
лена на уровне 2,20 руб./кВт
•
ч, что на 19,7 % выше
этой величины в сентябре 2016 года и почти на 25 %
выше цены в январе 2017 года (1,75 коп./кВт
•
ч). При
этом прогнозом социально-экономического раз-
вития страны предусмотрен рост оптовой цены на
уровне 7 %. В таких условиях предприятиям невоз-
можно прогнозировать деятельность даже на кра-
ткосрочную перспективу. Причинами являются пре-
имущественно факторы ввода генерации на уровне
страны (ДПМ), включая объекты новой генерации
(Белоярской и Нововоронежской АЭС, ТЭС), вы-
равнивание рынка в Дальневосточном федеральном
округе, эффект от ввода мощностей более 7 лет на-
зад. Это влечёт за собой ценовые изменения на рын-
ке для сбытовых организаций в прочих субъектах
Российской Федерации.
Поэтому, с моей точки зрения, сейчас требуется
изменение системы регулирования цен, чтобы таких
резких всплесков не было, так как это сильно под-
рывает и настроение, и работу реального сектора
экономики.
В этой связи необходимо отметить, что при-
рост стоимости электроэнергии в относительных
показателях для потребителей Пермского края со-
ответствует ситуации в других регионах. Поэтому
необходимы определённые меры сглаживания, не
нарушающие принципы и итоги реформирования
электроэнергетики. Подобные механизмы вводи-
лись на оптовом рынке (например, price cap) при от-
боре мощности на рынке КОМ. В исключительных
случаях корректировка поведения рынка представ-
ляется допустимой при достижении баланса инте-
ресов потребителей и производителей, заложенно-
го как основной принцип законодательства в сфере
электроэнергетики.
– Ключевые проблемы энергетической отрас-
ли связаны с некачественным социально-эконо-
мическим планированием в регионах, строитель-
ством избыточных мощностей как в генерации
(по ДПМ), так и в электросетевом комплексе, с
ростом перекрёстного субсидирования (по стати-
стике, оно выросло за последние два года вдвое),
уходом крупных потребителей из распредели-
тельных сетей и т.д. Проблемы известны. В чём
Вы видите инструменты их решения? Что требу-
ется решать на федеральном уровне, а что можно
решить на уровне субъекта РФ? Хватает ли у ре-
гионов для этого полномочий и средств?
– Сегодня применение обоснованных системных
подходов к планированию – это комплексная задача
как на федеральном, так и на региональном уровнях.
С моей точки зрения, строительство избыточных
мощностей, собственной генерации, и, как след-