9
Вести в электроэнергетике │ № 6 (92) 2017
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
отвечать интересам развития региона, они будут
поддержаны.
– В ряде регионов, в том числе и Пермском
крае, планируется строительство большого ко-
личества мусоросжигательных заводов. Нужно
ли Вам это, и на каких условиях?
– Ежегодный объём образования отходов произ-
водства и потребления в Пермском крае около 40 млн
тонн, в том числе объём твёрдых коммунальных от-
ходов – 968 тыс. тонн. Из общего объёма образуемых
отходов перерабатывается только 2 % отходов.
Сегодня в России применяется несколько техно-
логий утилизации отходов – захоронение, сжигание,
переработка. Приоритет должен отдаваться введе-
нию поэтапного запрета на захоронение отходов,
не прошедших сортировку, механическую и хими-
ческую обработку, а также отходов, которые могут
быть использованы в качестве вторичного сырья.
Мы пошли по пути захоронения и переработки.
Территориальной схемой обращения с отходами, в
том числе с твёрдыми коммунальными отходами,
предусмотрено строительство современных поли-
гонов, на которых будут подвергать захоронению
только максимально спрессованный и отсортиро-
ванный мусор. Выделенные при сортировке полез-
ные фракции планируется направлять на переработ-
ку. Мы ставим себе задачу – к 2023 году показатель
по переработке отходов должен достигнуть 22 %.
Строительство мусоросжигательных заводов на тер-
ритории Пермского края не планируется.
– Как будет развиваться электроэнергетика
Прикамья? Насколько взвешенно Вы относитесь к
вопросам техприсоединения новых потребителей?
Не приведёт ли избыток заявленной мощности к
росту объёмов перекрёстного субсидирования?
–
В результате упрощения доступа к электросе-
тевой инфраструктуре и в связи с предоставлением
льгот отдельным категориям заявителей в последние
годы существенно повысился спрос на присоедине-
ние к сетям. При этом присоединение возросшего
количества новых потребителей не влечет сопоста-
вимого роста электропотребления в регионе. Для
присоединения новых потребителей и увеличения
максимальной мощности существующих сетевыми
организациями региона построены и реконструи-
рованы подстанции с суммарной трансформатор-
ной мощностью 443 МВА и линии электропередачи
протяженностью 2385 км на сумму 6 млрд рублей.
Отсутствие сопоставимого роста электропотребле-
ния говорит о том, что вновь присоединяемые по-
требители не используют запрошенную ими величи-
ну максимальной мощности.
Так, в период с 2012 до 2017 гг. на примере фи-
лиала ОАО «МРСК Урала» – «Пермэнерго» присо-
единены заявители с мощностью 1 590 МВт. При
этом фактическое потребление электрической энер-
гии в Пермской энергосистеме увеличилось лишь на
833 млн кВт
•
ч, или 4,7 %.
В настоящее время стоимость услуг по пере-
даче электрической энергии, оказываемых сетевой
организацией потребителю, не зависит от той вели-
чины максимальной мощности, которую потреби-
тель заявил при технологическом присоединении.
При этом сетевой компанией за счёт тарифных ис-
точников не только реализованы необходимые ин-
вестиционные мероприятия, но и осуществляются
постоянные расходы на обслуживание электриче-
ских сетей.
Стимулируемый мерами государственной под-
держки спрос на присоединение к электрическим
сетям, сопровождаемый избыточным электросе-
тевым строительством, вынуждает сетевые орга-
низации направлять основной объём учтённых в
тарифах инвестиционных средств на выполнение
мероприятий по технологическому присоедине-
нию в ущерб модернизации существующей сети,
так как исполнению обязательств перед заявите-
лями отдаётся наивысший приоритет. Уже сейчас
до 44 % инвестиционных средств сетевых органи-
заций региона расходуется только на технологиче-
ское присоединение.
Ограничение роста невостребованной сетевой
мощности, стимулирование потребителей к каче-
ственному определению своей потребности в сете-
вой мощности возможно путём введения экономиче-
ской ответственности потребителей – юридических
лиц в виде платы за услуги по передаче за объём
резервируемой максимальной мощности, заявлен-
ный при технологическом присоединении. Введение
платы за услуги на основе максимальной мощности
позволит перераспределить тарифную нагрузку в
пределах котловых тарифов между потребителями и
снизить капитальные вложения сетевых компаний,
что непосредственно повлияет на снижение тарифов
для потребителей.
– Насколько тесно администрация Пермского
края сотрудничает с Госдумой и Советом
Федерации РФ, Министерством энергетики РФ,
другими профильными министерствами и ве-
домствами? Понимают ли в федеральных ведом-
ствах, что нужно региону, и насколько регионы
понимают политику федерального центра?
– Комплексное взаимодействие с профильными
министерствами, ведомствами и другими органами
государственной власти в рабочем формате проис-