Вести в электроэнергетике | № 6 (98) 2018
Закон в проекте
10
Круглый стол в Комитете
Госдумы РФ по энергетике
Вопросы государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнер-
гию, их влияние на развитие энергетики и экономики страны в целом обсу-
дили участники круглого стола, организованного Комитетом Государствен-
ной Думы РФ по энергетике в ноябре этого года.
Марина МУХТАРОВА
В дискуссии приняли участие депутаты ГД,
представители Министерства энергетики РФ,
Минэкономразвития РФ, Федеральной антимо-
нопольной службы, других органов исполнитель-
ной власти, руководители и ведущие специалисты
предприятий топливно-энергетического комплек-
са (ПАО «Россети», ПАО «ФСК ЕЭС», ПАО
«РусГидро», ПАО «Энел Россия», ООО «Газпром
энергохолдинг и др.), научных институтов (НИУ
ВШЭ, МЦИК и т.д.), профессиональных ассоциа-
ций (Ассоциация «НП Совет рынка», Ассоциация
«ГП и ЭСК», Ассоциация «Совет производителей
энергии», НП «Совет потребителей энергии» и пр.),
общественных объединений, экспертных организа-
ций. В числе ведущих федеральных СМИ информа-
ционную поддержку мероприятия осуществлял от-
раслевой журнал «Вести в электроэнергетике».
Открывая заседание, председатель Комитета
ГД РФ по энергетике Павел Завальный отметил, что
более половины законопроектов и актов, рассматри-
ваемых комитетом, касаются электроэнергетики.
Это говорит о том, что в отрасли много проблем,
требующих решения. Одна из них — ценообразова-
ние и тарифное регулирование.
По словам П. Завального, в стране сложилась
непрозрачная система ценообразования. В резуль-
тате рынок получает неверные ценовые сигналы, что
негативно влияет как на состояние энергетики, так
и экономики в целом.
С этим согласился директор Департамента раз-
вития электроэнергетики Минэнерго России Павел
Сниккарс. Он отметил, что ситуацию нужно менять
и что принимаемые решения должны быть адекват-
ными обстановке.
П. Сниккарс напомнил, что, например, в сетевой
тариф, который регулируется исключительно госу-
дарством, «вшито» множество государственных ре-
шений (в частности, льгот на техприсоединение).
В инвестиционных программах электросетевых
компаний 50% составляет портфель заявок на льгот-
ное ТП. Заявленные объёмы мощности использу-
ются в лучшем случае наполовину. Минэнерго раз-
работало документ по использованию заявленной
мощности, который обязывает заказчика либо пла-
тить за резервную мощность, либо отказываться от
неё. Документ может вступить в силу в 2024 году.
Представитель Минэнерго также считает не-
обходимым отказаться от многочисленных исклю-
чений из правил, навязываемых энергокомпаниям
в пользу отдельных потребителей и регионов. Та-
кие «исключения» ломают инвестиционные планы
компаний, негативно влияют на развитие энергети-
ки и экономики страны.
Первый заместитель председателя Комитета
ГД РФ по энергетике Сергей Есяков обратил вни-
мание собравшихся на необходимость разработки
концептуальных подходов к обсуждаемой пробле-
ме. «Мы второй раз в этом году обращаемся к теме
тарифообразования, — сказал он. — Но чего мы хо-
тим от него? Каким мы его видим? На мой взгляд,
ценообразование должно отвечать трём критериям:
цены должны быть экономически обоснованными,
долгосрочными и инвестиционно привлекательны-
ми. Это — основное целеполагание».
Участники дискуссии высказали свои умоза-
ключения по заданной тематике.
Начальник Управления регулирования электро-
энергетики ФАС России Дмитрий Васильев убеж-
дён, что одним из ключевых инструментов фор-
мирования экономически обоснованного тарифа
является переход на эталонное ценообразование.
Специалистами ФАС разработан законопроект «Об