Стр. 13 - VESTI-NEWS_6(98)-2018-demo

Упрощенная HTML-версия

Вести в электроэнергетике | № 6 (98) 2018
Закон в проекте
11
основах государственного регулирования цен (та-
рифов)», который предусматривает введение эта-
лонных норм. Такой принцип делает затраты ком-
паний прозрачными, не позволяет им совершать
необоснованные расходы при ведении хозяйствен-
ной деятельности. Тем самым меняется отношение
к управлению бизнесом, выстраиванию связей с по-
требителями и снижению темпов роста тарифов.
Реализация пилотных проектов по внедрению
эталонных норм на базе отдельных сбытовых орга-
низаций привела к существенному снижению сбы-
товой надбавки в тарифе за электроэнергию.
В настоящее время специалистами ФАС Рос-
сии ведётся работа по определению эталонных за-
трат в сетях. Внедрение эталонов в электросетевом
комплексе будет способствовать решению пробле-
мы «перекрёстки», считает Д. Васильев.
Следует добавить, что законопроект, разрабо-
танный ФАС России, вызывает немало споров сре-
ди энергетиков. И этот момент был отражён в Реко-
мендациях круглого стола.
Руководитель департамента Минэкономразви-
тия России Дмитрий Вахруков отметил, что одной
из ключевых задач в компаниях отрасли является
снижение издержек. К сожалению, все инициати-
вы правительства так или иначе предусматривают
дальнейший рост издержек и их перераспределе-
ние. Необходимо изменить цель: не перераспреде-
лять нагрузку между распределительными сетями
и ФСК ЕЭС, уровнями напряжения и пр., а сосредо-
точиться на поиске резервов для повышения эффек-
тивности. «Мы видим два источника повышения
эффективности: снижение операционных и инве-
стиционных издержек», — ​сказал Д. Вахруков. Пер-
вый, по его словам, источник связан со снижением
расходов компаний, и в этом поддерживаем ФАС
России с его эталонными нормами. Второй — ​с но-
вым подходом к формированию программ монопо-
лий, таких как ПАО «Россети». Ключевым посылом
здесь должна стать экономическая эффективность
инвестиций. Сейчас ни у одной энергомонополии
нет критерия коммерческой эффективности, по ко-
торой бы оценивалась инвестиционная обоснован-
ность принимаемой программы. И это — ​не пробле-
ма монополий, это — ​проблема государственного
регулирования. Компаниям надо дать возможность
отказываться от инвестиционных проектов, кото-
рые в будущем не будут приносить доходы, а также
от технологических присоединений, которые заяви-
тель не в состоянии в дальнейшем оплачивать.
Заместитель председателя Комитета ГД по энер-
гетике Валерий Селезнёв обратился к проблеме пе-
рекрёстного субсидирования, которое имеет огром-
ное влияние как на формирование тарифа, так и на
состояние отрасли и экономики в целом. Он сказал
о том, что необходимо сокращать программы ДПМ
(«Уверен, ДПМ‑3 не будет, так как изменится архи-
тектура энергетики»), переходить к расчёту тарифо-
образования для населения от принципа «инфляция
минус» на принцип «инфляция плюс», отказаться
от продления программы «выравнивания тарифов»
для Дальнего Востока из-за непродуманности дан-
ного решения.
С ним согласились депутаты Государственной
Думы РФИван Медведев, Борис Гладких. Они про-
комментировали, что «выравнивание» рассчитано
на всех сразу, без учёта реального состояния потре-
бителя. А оно должно быть адресным. Куда пошли
деньги, направленные на выравнивание тарифов?
Как оказалось, не только на решение проблемы,
но и на поддержу богатых компаний. На Дальнем
Востоке работают крупные бизнес-структуры, спо-
собные выплачивать миллиардные дивиденды сво-
им акционерам, повышать зарплату сотрудникам
и т.д. Так почему потребляемое ими электричество
должны оплачивать небогатые потребители 1–2 це-
новых зон?
Вся эффективность отрасли выражается в цене
на электроэнергию, подытожил директор НП «Со-
общество потребителей энергии» Василий Киселёв.
Потребитель энергетику не обижает. Энергетика
должна платить тем же. Пока это в целом получает-
ся. А что в дальнейшем?
Эксперт выразил обеспокоенность состоянием
основных фондов электросетевого комплекса, осо-
бенно на Дальнем Востоке, и недоинвестировани-
ем данного сектора. Он также обратил внимание
на недостаточное внимание к перспективному тех-
нологическому развитию отрасли, что выражается
в дальнейшем росте цены на электроэнергию. Зна-
чит, нужно менять стратегию, решать базовые во-
просы, а не сосредотачиваться только на инструмен-
тах и механизмах.
Позицию В. Киселёва поддержал председатель
Комитета Госдумы РФ по энергетике П. Завальный.
По итогам дискуссии был принят проект Ре-
шения, которое после доработки будет направлено
в профильные структуры исполнительной власти.