Стр. 10 - VESTI-NEWS_6(104)-2019-demo

Упрощенная HTML-версия

Вести в электроэнергетике | № 6 (104) 2019
В Госдуме РФ
16
Поддержка должна быть адресной
Электроэнергетика входит в десятку отраслей с наибольшим вкладом в ВВП
России. От динамики и качества её развития во многом зависит состояние
экономики страны в целом.
Юлия ДИНОВА
Любые проблемы, возникающие в отрасли, не-
изменно отражаются на каждом жителе страны. По-
этому к электроэнергетике со стороны государства
проявляется особое внимание.
Законодательные аспекты развития отечествен-
ной энергетики обсудили на круглом столе, органи-
зованном Комитетом по энергетике Государствен-
ной Думы РФ,
депутаты Госдумы, представители
федеральной и региональной власти, руководите-
ли Министерства энергетики РФ, ФАС России, от-
раслевых регулирующих органов, ведущие эксперты
крупных энергетических и промышленных компа-
ний, профильных научных организаций, професси-
ональных и общественных союзов.
НЕПОБЕДИМАЯ «ПЕРЕКРЁСТКА»
Как отметил Председатель Комитета по энер-
гетике Государственной Думы РФ Павел Заваль-
ный, динамичному развитию отрасли препятствует
ряд серьёзных факторов. Важнейшими из них явля-
ются перекрёстное субсидирование, недостаточная
эффективность работы электросетевого комплекса,
отсутствие конкуренции на оптовом и розничных
рынках электроэнергии, высокая степень изношен-
ности основных фондов, вынужденная генерация,
проблема неплатежей.
Комитет по энергетике Госдумы неоднократ-
но обращался к теме перекрёстного субсидирова-
ния. «Перекрёстка» применяется во многих странах
как защитный механизм для населения в сложные
экономические периоды. По сути, это ценовая дис-
криминация, при которой одна часть потребителей
энергии доплачивает за другую. В нашем случае за
население платит промышленный потребитель.
Обязательным условием «перекрёстки» долж-
на быть адресность и качественная оценка потреби-
теля. Отсутствие этого привело к тому, что в нашей
стране при распределении субсидий до 2013 г. за ос-
нову было взято количество потребляемой электро-
энергии. Как следствие, наибольший объём социаль-
ной помощи получали обеспеченные домохозяйства,
а не те, кто действительно нуждался. От данного ме-
ханизма пришлось отказаться. Однако и последу-
ющие инструменты оказались неэффективными.
В результате «перекрёстка» к 2018 году не сократи-
лась, как планировали многие эксперты, а выросла
до 400 млрд руб.
По данным ПАО «Россети», чтобы снизить пе-
рекрёстное субсидирование до целевого показателя,
указанного в «Стратегии развития электросетевого
комплекса РФ» — ​50 млрд руб., тарифы для населе-
ния должны расти на 13,5% в год. А это невозможно
по социальным причинам. Удержание же тарифов
для населения на уровне 5% приведёт к дальнейше-
му росту тарифов.
«В условиях сдерживания стоимости электро-
энергии не выше инфляции механизм перекрёст-
ного субсидирования искажает экономику отрасли,
делает практически непрозрачной структуру форси-
рования цены на электрическую и тепловую энер-
гию, мешает развитию конкуренции, даёт неверные
сигналы для развития распределённой генерации
(крупные потребители развивают собственную ге-
нерацию при наличии достаточного централизо-
ванного энергоснабжения). Ежегодные потери рос-
сийского ВВП от перекрёстного субсидирования по
разным оценкам составляют от 0,6 до 0,8% при об-
щем росте ВВП 2%», — ​подчеркнул П. Завальный.
Перекрёстное субсидирование в России ста-
новится опасным как для отрасли, так и для эко-
номики в целом. Однако степень опасности фе-
деральными органами оценивается по-разному.
Из-за применения Минэнерго, Минэкономразвития
и ФАС разных методик оценки объёма перекрёст-
ного субсидирования и разницы в подходах к меха-
низмам её ликвидации, уровень «перекрёстки» раз-
нится вдвое.
П. Завальный напомнил: Комитет ГД по энер-
гетике неоднократно рекомендовал Правитель-
ству РФ разработать и внедрить единую методоло-