Стр. 7 - v2006_block.indb

Упрощенная HTML-версия

Вести в электроэнергетике | № 6 (110) 2020
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ  2035
5
Из-за ограниченности места в журнале не будем
перечислять все ключевые моменты Энергострате-
гии. Остановимся лишь на некоторых.
Стратегия развития ТЭК условно поделена на
два этапа. Что касается электроэнергетики, то на
I-м этапе (до 2024 года) здесь планируется усовер-
шенствовать модель ценообразования и систему от-
ношений между потребителями и производителями.
Это приведёт к сокращению перекрёстного субси-
дирования и достижению баланса интересов меж-
ду продавцами и покупателями электроэнергии.
На II-м — ожидается переход к энергетике нового
поколения с опорой на новые технологии и высоко-
эффективное использование традиционных и возоб-
новляемых источников энергии.
Оба этапа тесно связаны между собой. Без кар-
динального изменения модели ценообразования,
формирования прозрачных адекватных тарифов на
электрическую и тепловую энергию, развития кон-
курентных рынков электроэнергии, снижения пере-
крёстного субсидирования реализация стратегиче-
ских задач развития невозможна.
Вопросам тарифного регулирования в электро-
энергетике в стране уделяется огромное внима-
ние. Однако принимаемые документы и решения
не дают ожидаемых результатов. По мнению пред-
седателя Комитета Государственной Думы по энер-
гетике Павла Завального, это объясняется тем, что
в существующей модели тарифообразования обо-
значенные проблемы не могут быть решены. Не-
обходима принципиально новая тарифная модель,
адекватная возможностям и потребностям страны.
Не имея адекватной цены на электричество, не-
возможно в полной мере исполнить задачи II этапа.
Эту мысль поддерживает генеральный директор
Института проблем энергетики д.т.н. Булат Нигма-
тулин. Высокие цены на электричество и тепло уби-
вают экономический рост, подчёркивает он.
На заседании Комиссии при Президенте РФ по
вопросам стратегии развития ТЭК и экологической
безопасности 27 августа 2018 года Владимир Путин
дал поручение ограничить рост цен на электроэнер-
гию не выше инфляции. Однако оно не выполняет-
ся. Рост цен на электричество в последние годы пре-
вышает уровень инфляции на 3%, что объясняется
в первую очередь наличием нерыночных надбавок
и субсидий на оптовом рынке электроэнергии (из-
за этих надбавок генераторы стали массово уходить
с рынка, предпочитая ему прямые договоры). Если
будут введены новые надбавки, то при любом про-
гнозе электропотребления в 2024–2026 годах стра-
ну ожидает резкий скачок цены на электроэнергию
(на пике он превысит 9%). Но даже без нововве-
дений с 2027 года рост энергоцен будет стабильно
превышать инфляцию. Падения стоимости электро-
энергии ниже уровня инфляции можно ждать лишь
после 2032 года, считают эксперты.
ТРУДНЫЙ ПУТЬ К ЦЕЛИ
Смыслом существования топливно-энергети-
ческого комплекса является обеспечение энергети-
ческой безопасности страны и содействие достиже-
нию национальных целей развития. Исходя из этого
формируются цели и задачи для энергетических от-
раслей.
Стратегической целью электроэнергетики явля-
ется максимальное обеспечение социально-эконо-
мического роста страны.
Для её достижения потребуется модернизацион-
ный рывок, позволяющий перейти к более эффек-
тивной, гибкой и устойчивой энергетике, «способ-
ной адекватно ответить на вызовы и угрозы в своей
сфере и преодолеть имеющиеся проблемы».
Готова ли отечественная электроэнергетика к та-
кому рывку? Достаточной ли технической, техноло-
гической, научной, интеллектуальной, инфраструк-
турной базой мы обладаем?
За последние 10 лет в электроэнергетической
отрасли достигнуты определённые успехи: в це-
лом выросло производство и потребление электри-
ческой энергии (соответственно на 5,3 и на 5,4%),
на 11% увеличилась установленная мощность элек-
тростанций. Введены в работу и реконструирова-
ны около 300 линий электропередачи напряжением
220 кВ и выше, в том числе в восточной части стра-
ны, что крайне важно для промышленного освоения
данной территории.
Функционирует оптовый рынок электроэнер-
гии. С 2019 года конкурентный отбор мощности
здесь проводится на шесть лет вперёд, что позво-
ляет участникам ОРЭМ прогнозировать финансо-
вые потоки в долгосрочной перспективе. Проведе-
ние долгосрочных конкурентных отборов мощности
обеспечивает оптимизацию операционных и инве-
стиционных затрат в отрасли, стимулирует генери-
рующие организации выводить неэффективное ге-
нерирующее оборудование из эксплуатации.
С 2019 года введён новый механизм обновления
и модернизации существующих тепловых электро-
станций на период до 2031 года.
Более 65% электроэнергии в России вырабаты-
вается на тепловых электростанциях, большинство
из которых морально и физически устарели.
Принятая в стране программа модернизации
ТЭС стоимостью 1,3 трлн руб. рассчитана на 10 лет.
За этот период планируется модернизировать