Стр. 11 - VESTI-NEWS - 4(90) 2017-demo.indd

Упрощенная HTML-версия

9
Вести в электроэнергетике │ № 4 (90) 2017
В ГОСДУМЕ РФ
Как отметил председатель комитета Госу-
дарственной Думы по энергетике Павел Завальный,
среди многочисленных проблем, стоящих перед
электроэнергетикой, необходимо прежде всего со-
средоточиться на тех из них, которые направлены
на создание конкурентной среды в этом секторе и
наиболее существенным образом влияют на условия
энергоснабжения конечных потребителей.
КОГЕНЕРАЦИЯ
Тепловая электроэнергетика представляет более
60 % электроэнергетики всей страны. Российская
Федерация занимает первое место в мире по разви-
тию теплофикации, протяжённости тепловых сетей,
затратам топлива в системах централизованного теп-
лоснабжения. Российские ТЭЦ производят около 50
% тепла, поступающего в системы централизован-
ного теплоснабжения с коэффициентом использова-
ния топлива 53,9 % (снижение общего количества
тепла за 20 лет составило 2 %), что существенно
ниже, чем, например, в Дании и Финляндии.
Впоследние годыпо разным причинам число теп-
ловых электростанций общего пользования в стране
уменьшается, а количество малых отопительных ко-
тельных растёт. Хотя экономически более эффектив-
ным представляется строительство мини-ТЭЦ.
Для усиления роли комбинированной выработ-
ки ТЭЦ необходимо реализовать ряд первоочеред-
ных мер. В том числе перейти от декларирования
принципов приоритета комбинированного способа
производства тепловой и электрической энергии к
безусловному сохранению когенерационных мощ-
ностей в объёмах, соответствующих тепловой на-
грузке, имеющейся в зоне ТЭЦ. При проведении
конкурентного отбора мощности (КОМ) требуется
ввести обязательный учёт общесистемных эффек-
тов функционирования ТЭЦ. Нуждается в скорей-
шей доработке и принятии проект федерального
закона № 1086603-6 «О внесении изменений в
Федеральный закон «О теплоснабжении» и о внесе-
нии изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросам совершенство-
вания системы отношений в сфере теплоснабже-
ния», декларирующего поддержку комбинирован-
ной генерации тепловой и электрической энергии.
МАЛАЯ
И РАСПРЕДЕЛЁННАЯ ЭНЕРГЕТИКА
Рост конечной цены на электроэнергию вынуж-
дает потребителей строить собственные объекты
распределённой генерации с целью минимизации
своих издержек на оплату электроэнергии за счёт
тарифа на передачу, как одной из её существенных
составляющих.
В настоящее время в Российской Федерации су-
ществует необходимость кардинального переосмыс-
ления перспективной модели энергоснабжения.
Перспективы развития когенерации всё больше
связываются со строительством малых и средних ко-
генерационных установок. Строительство электро-
станций с такими установками будет наиболее эко-
номически привлекательным, в случае, если будет
снят существующий запрет на поставку электроэнер-
гии на розничные рынки установками мощностью
свыше 25 МВт. Такой запрет выглядит совершенно
нелогичным в случае, когда генерация подключе-
на исключительно к распределительным сетям и не
имеет прямой связи с объектами Единой националь-
ной (общероссийской) энергетической сети (ЕНЭС).
В случае снятия федеральной части сетевого
тарифа с цены на электроэнергию на розничных
рынках цена на электроэнергию на них станет при-
влекательной для потребителя и прекратится уход
крупного потребителя на оптовый рынок, следова-
тельно, снизится потребность в перекрёстном субси-
дировании.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ
За период проведения реформы произошло су-
щественное увеличение цен на электроэнергию
(мощность). В большинстве регионов доля сетевой
составляющей в конечной цене на электроэнергию
для потребителей мощностью 150—670 кВт превы-
шает 50 % (расчёт для первой ценовой категории
по уровню напряжения 6—20 кВ), что существенно
выше мировой практики.
Основные направления развития электросете-
вого комплекса определены Стратегией развития
электросетевого комплекса Российской Федерации,
утверждённой
распоряжением
Правительства
Российской Федерации от 03.04.2013 № 511-р, и ря-
дом других профильных документов.
Между тем, в существующем нормативно-право-
вом поле, регулирующем вопросы электросетевого
комплекса, существует ряд ключевых проблем, без
решения которых реализация стратегии развития
электросетевого комплекса не представляется воз-
можной.
Наиболее сложной является проблема перекрёст-
ного субсидирования, которое искажает не только
экономику электросетевого комплекса, но и всю
российскую экономику посредством неправильных
ценовых ориентиров на электрическую и тепловую
энергию для различных групп потребителей, делая
практически непрозрачной структуру формирования
цены и, в конечном счёте, являясь серьёзнейшим
тормозом по пути перехода энергетики к конкурент-
ной модели развития.