Стр. 12 - VESTI-NEWS - 4(90) 2017-demo.indd

Упрощенная HTML-версия

10
Вести в электроэнергетике │ № 4 (90) 2017
В ГОСДУМЕ РФ
Существенную про-
блему представляет ка-
чество инвестиционного
планирования. Не всегда
оправданный
уровень
сетевого строительства
(как, впрочем, и соору-
жения
генерирующих
объектов) зачастую при-
водит к формированию
избыточных мощностей.
В связи с этим нуждается
в изменении сама прак-
тика инвестиционного планирования, существенное
повышение его качества, возможности финансиро-
вания из тарифа, а не от реальной необходимости
для потребителей.
Есть проблемы и в области технологического
присоединения. В частности, остро стоит вопрос ис-
пользования и рациональной оплаты невостребован-
ного резерва вновь построенной сетевой мощности.
Установление платы за технологическое присоеди-
нение к электрическим сетям существенно ниже эко-
номически обоснованного уровня привело к безот-
ветственному отношению со стороны потребителей,
подающих заявки на технологическое присоедине-
ние: подключённая мощность «льготной» группы
потребителей используется всего на 20—25 %.
В сложившихся условиях целесообразно ввести
разделение платы за содержание объектов электро-
сетевого хозяйства на две составляющие: платёж за
объём присоединённой мощности (мощности, за-
явленной при технологическом присоединении, а
также реально подключённой сетевой мощности) и
платёж, определяемый исходя из объёма фактиче-
ски оказанных услуг по передаче. При этом платёж
за объём присоединённой мощности должен состав-
лять малую долю от совокупной платы за содер-
жание объектов электросетевого хозяйства в целях
мотивации потребителей к выравниванию графика
нагрузки. Ставку на оплату нормативных потерь при
этом целесообразно сохранить неизменной.
РАЗВИТИЕ ОПТОВОГО И РОЗНИЧНОГО
РЫНКОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
И МОЩНОСТИ
Одним из ключевых принципов формирования
правил рынка электроэнергии, зафиксированном в
Федеральном законе от 23 июля 2003 г. № 35-ФЗ «Об
электроэнергетике», является использование рыноч-
ных отношений и конкуренции в качестве одного из
основных инструментов формирования устойчивой
системы удовлетворения спроса на электрическую
энергию.
Что мы имеем на
сегодняшний
день?
Сравнительный анализ
розничных рынков элек-
троэнергии различных
европейских
зарубеж-
ных стран показывает:
доля потребителей, об-
служиваемых независи-
мыми энергосбытовыми
компаниями, в России
составляет не более
30 %, в то время как в ев-
ропейских странах — не менее 70 %. В Европе ос-
новным механизмом закупок электроэнергии энерго-
сбытовыми компаниями (далее — ЭСК) на оптовом
рынке являются долгосрочные договоры (Италия —
50 %, Великобритания — 73 %, Германия — 73 %,
Норвегия — 84 %), у нас же этот механизм закупки
находится в зачаточном состоянии. Существенным
признаком развития розничного рынка электроэнер-
гии является возможность и скорость смены сбы-
товой компании. Практически во всех странах этот
срок составляет менее месяца, тогда как в России это
затруднительно или невозможно вследствие слож-
ной бюрократической процедуры и отсутствия кон-
куренции на розничных рынках.
Необходимо констатировать, что на розничных
рынках электроэнергии конкурентная среда в на-
стоящее время не сформирована. Минэнерго России
сегодня прорабатывает пакет нормативно-право-
вых актов, направленных на изменение розничного
рынка электроэнергии. Суть изменений — полная
либерализация розничного рынка, включающая в
себя расширение состава участников, снижение мо-
нопольного влияния гарантирующих поставщиков,
конкуренцию за потребителя, договорные условия
по ценам и качеству обслуживания и быструю смену
энергосбытовой компании.
РЕШАТЬ
ПРОБЛЕМЫ В КОМПЛЕКСЕ
К решению проблем, возникших в рамках не-
дореформирования отрасли, необходимо подойти
комплексно, отметили участники парламентских
слушаний.
Основной пакет задач предстоит разработать
и решить Правительству Российской Федерации,
Государственной Думе и исполнительным властям
субъектов Федерации. По итогам парламентских
слушаний был разработан перечень конкретных
мероприятий, нацеленных на скорейшее решение
насущных проблем и позволяющих завершить затя-
нувшееся реформирование отрасли.
Адлерская теплоэлектростанция