Стр. 9 - VESTI-NEWS - 2 2016-demo

Упрощенная HTML-версия

7
Вести в электроэнергетике │ № 2•2016
В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ
правила игры, установлена ответственность за их
нарушения. На «опте» действует такой мощный
регулятор, как «Совет рынка», созданный в рам-
ках реформирования отрасли. Конечно, с учётом
существующих реалий, есть предприятия, которые
поставляют электроэнергию по договору ДПМ, то
есть вне конкуренции. Есть также вынужденные ге-
нераторы (чаще всего, устаревшие, неэффективные
ТЭЦ), которые также выпадают из зоны конкурен-
ции, но которые мы не можем убрать с рынка по
ряду исключительных причин – прежде всего, из-
за того, что они решают вопросы теплоснабжения.
Ситуация будет скорректирована тогда, когда будет
принят ряд законодательных, технических, техноло-
гических решений, способствующих безболезнен-
ному уходу вынужденных генераторов с рынка.
В целом же, оптовый рынок развивается и циви-
лизуется. Чего не скажешь о розничном рынке.
– Что происходит в розничной части?
– Видите ли, в процессе реформирования элек-
троэнергетики вопросы розничной торговли не
были прописаны так хорошо, как оптовой. Поэтому
сегодня стоит довольно сложная задача: создать
условия для развития конкуренции в розничной
части рынка. Отсутствие конкуренции в рознич-
ном секторе негативно влияет на сбытовую дея-
тельность в целом. Среди сбытовых предприятий
и организаций, которые покупают электроэнергию
на оптовом и продают её на розничном рынке и
которые должны бы трудиться в равных условиях,
одни оказались «равнее» других. Исключительно
выгодное положение заняли так называемые «га-
рантирующие поставщики» (ГП –
ред
.). Их появле-
ние в рамках реформирования электроэнергетики
было обусловлено объективной необходимостью.
Электроэнергетика – отрасль социально значимая.
Здесь нельзя ни одного потребителя оставить без
энергоснабжения. Однако после разделения единых
АО на генераторов, сети и сбыты самостоятельные
сбытовые компании научились заключать дого-
воры с крупными потребителями электроэнергии
и совсем не хотели работать с населением. В этих
условиях потребовался институт «чистильщиков»,
то есть тех, в чьи обязанности входила бы работа
с мелкими и индивидуальными потребителями.
Гарантирующий поставщик никому не имеет пра-
ва отказать в заключении договора – это и отличает
его от всех остальных сбытовиков. В одном регионе
обычно работает один гарантирующий поставщик.
Правда, если регион очень крупный, то здесь могут
действовать и два, и три ГП.
Примечательно, что в условиях отечественного
рынка ГП получил возможность продавать электро-
энергию и услуги по более привлекательным ценам,
чем остальные сбытовики. Это позволило ему занять
господствующее положение на розничном рынке.
– Так что же здесь плохого? Пусть другие
сбытовые организации снижают тарифы.
– Не всё так просто. Дело в том, что население
и приравненные к нему группы потребителей полу-
чают электроэнергию по тарифу значительно мень-
шему, чем иные потребители. Разницу в тарифе
покрывают крупные и средние потребители электро-
энергии, которые получают товар и услуги по более
высокой цене. Это называется перекрёстным субси-
дированием. «Перекрёстка» съедает очень большие
резервы – примерно 40–45 млрд руб. в год. Крупные
потребители, доплачивая за население, не испыты-
вают от этого радости: расходы ложатся в себесто-
имость их продукции, делая конечный товар более
дорогим, а значит, менее конкурентоспособным.
Введя «перекрёстку», мы внесли разногласия как
между группами потребителей, так и между сбыто-
выми организациями. Плюс мы ввели такой инстру-
мент, как «последняя миля», что, по сути, также
является перекрёстным субсидированием. Оба этих
инструмента, действующие на розничном рынке,
снизили градус конкуренции на оптовом рынке,
что очень плохо. Сегодня очевидно, что проблемы
розничного рынка нужно было решать по-другому.
И сейчас мы пытаемся исправить ошибки.
– Каким образом?
– Прежде всего, завершается разработка дорож-
ной карты по развитию конкуренции на розничном
рынке. Планируется задействовать экономические,
административные,
профессиональные
ресур-
сы для создания конкурентной среды в рознице.
В частности, создаётся возможность для спокойно-
го, плавного перехода потребителя от одной сбыто-
вой компании к другой. Сейчас потребитель такой
возможности не имеет, и сбытовые компании этим
пользуются. Они диктуют свои условия, а потреби-
тель вынужден им подчиняться, иначе вообще без
ничего останется.
Наша задача – предложить потребителю тот та-
рифный минимум, на основании которого он может
получать качественное энергоснабжение в нужное
время и в заявленном объёме. Потребители ведь раз-
ные: одних устраивает перерыв в энергоснабжении
в час, день и т.д., другому – электричество требуется
бесперебойно. Но сегодня это никак не влияет на та-
риф, а это несправедливо. Важно исходить из того,
чего хочет сам потребитель.
– Может быть, проще и надёжнее вернуть
сбытовую деятельность электросетевым компа-
ниям?
– Будет только хуже. На Юге России передали
сбытовую работу сетям. В результате многие ТСО