Ситуация в электроэнергетике остаётся стабильной, отметил на брифинге в Минэнерго РФ заместитель министра энергетики Павел Сниккарс. Уход зарубежных электротехнических компаний с российского рынка дал импульс отечественным производителям к ускоренному освоению освободившихся ниш.
Это значит, что в скором времени (по оценкам Института энергетических исследований РАН, до конца текущего года – ред.) в энергетике страны появятся собственные газовые турбины разной мощности, разработка и производство которых прекратились после захода на рынок иностранных игроков, а также другое высокотехнологичное оборудование, приборы, программы и пр.
В числе приоритетных задач – переход к чистой энергетике, развитие возобновляемых источников энергии и создание современной ВИЭ-индустрии.
Переход к низкоуглеродной энергетике – долгосрочный тренд, он будет сохраняться вне зависимости от политических колебаний на международном поле. В связи с этим, актуальным пунктом в современной повестке является создание системы зелёных сертификатов в России.
По мнению П. Сниккарса, в России хорошие перспективы внедрения «зелёных» сертификатов, благодаря которым отечественные экспортёры будут защищены от возможных «углеродных штрафов» на внешних рынках, в том числе рынках дружественных стран.
НП «Совет рынка» разработал механизм действия «зелёных» сертификатов, получил международное квалифицированное подтверждение, что разработанная методика соответствует международным стандартам. Между тем, затягивается формирование законодательной базы по обращению «зелёных» сертификатов в России. Некоторые положение законопроекта вызвали несогласие со стороны крупных потребителей энергии.
Причина в следующем. Законопроект классифицирует энергию по типам, вводит понятия «атрибуты генерации» (сведения о квалифицированном генерирующем объекте, характеристиках процесса производства определённого объёма электроэнергии, включая сведения о коэффициенте выбросов энергосистемы при производстве данного количества электричества) и «сертификаты происхождения энергии» (низкоуглеродные, возобновляемые источники и пр.). При помощи сертификатов покупатель может приобретать энергию любого типа генерации – солнца, ветра, воды, атомную и пр. Однако крупные потребители считают, что за тот объём чистой энергии, который представлен в стране «зелёными» сертификатами, они уже заплатили через механизм ДПМ, на принципах которого построены и строятся установленные мощности ВИЭ. А закон принуждает потребителя платить ещё раз. «На самом деле, если внимательно разобраться, никакой повторной оплаты нет, – заявил П. Сниккарс. – Кроме того, механизм ДПМ ВИЭ после 2035 года не планируем продлевать, во всяком случае для ветряной и солнечной энергетики».
Ещё одна проблема, которая интересовала журналистов, – интеграция ВИЭ-генерации в ЕЭС. Высокая концентрация объектов ВИЭ (в частности, на Юге России) может вызывать сложности в регулировании энергосистем из-за высокопеременных нагрузок. И по этой же причине увеличиваются потери в сетях. Балансировать нагрузки можно за счёт задействования дополнительных тепловых мощностей. А для этого нужен резерв, за который кто-то должен платить. Это, кстати, к слову о том, что экспортоориентированные потребители уже за всё заплатили.
Первым энергорайоном России, где производится 100% «зелёной» энергии, стала Калмыкия. Зачем здесь настроили столько ВЭС и СЭС мне, как бывшему жителю этой красивой степной республики, непонятно. Как это скажется в будущем на экономике региона в будущем, – непонятно вдвойне. Пока налицо увеличение потери при передаче электроэнергии и связанные с этим дополнительные расходы. Но главное, как повлияет тотальный переход к ВИЭ на надёжность энергоснабжения потребителей, ведь других источников, кроме солнца и ветра, в республике нет?
«Потребителям Калмыкии неважно, какая энергия поступает в сеть. Республика исторически подключена к Единой энергосистеме и снабжается централизованно, — пояснил замминистра. – То, что нет никаких других источников, кроме ВИЭ, тоже не имеет значения, благодаря присоединению к ЕЭС. В Калуге, например, вообще никаких источников нет, а регион недостатка в энергии не испытывает. Решение о развитии «зелёной» энергетики в Калмыкии принималось местными властями и компаниями-инвесторами исходя из природных особенностей территории. Калмыкия – один из уникальных регионов страны, где есть мощный потенциал для развития энергии солнца и ветра и где к тому же есть условия для комфортной жизни людей. Это довольно редкий случай, так как больший потенциал для сооружения генерации на базе возобновляемых источников – как раз в труднодоступных, изолированных регионах России».
Одной из наиболее обсуждаемых тем на сегодняшний день является переход энергетики Дальнего Востока на рыночные рельсы. Для этого будет создана 3-я ценовая зона. П. Сниккарс обратил внимание, что скорее всего Дальний Восток будет присоединён ко 2-й ценовой зоне. Сроки перевода планируется перенести с ноября на начало следующего года. Помимо ДФО в ценовую зону будут включены Республика Коми и Архангельская область.
В связи с формированием рынка в регионе возникает вопрос: продолжится ли выравнивание тарифов (когда устанавливается среднероссийская цена за счёт доплат из регионов ценовых зон – один из видов перекрёстного субсидирования), введённое в 2017 году для определённых категорий потребителей и пролонгированное до 2028 года? По словам замминистра, выравнивание продолжится для отдельных территорий Дальнего Востока. В целом Дальний Восток, присоединённый к ЕЭС, имеет тариф ниже среднероссийского. Только Камчатка, Сахалин, Чукотка, Магадан и северная часть Якутии получают надбавку. Запуск рынка не повлияет на характер тарифообразования на этих территориях. Поэтому потребители ценовых зон будут доплачивать за выравнивание. Скорее всего, к ним присоединятся и территории Дальнего Востока, вошедшие в ценовую зону.
Однако вечно так продолжаться не может. Выравнивание должно производиться из средств федерального бюджета. Так было всегда. И так, скорее всего, будет после 2028 года.