ВОПРОСЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
Пути развития конкурентных отношений в электроэнергетике обсудили эксперты профильных ведомств и организаций на круглом столе в Государственной Думе, который прошел 22.03.2018 по инициативе комитета ГД по энергетике. В работе «КС» приняли участие представители журнала «Вести в электроэнергетике».
Развитие конкурентных отношений в электроэнергетике — обязательное условие перехода отрасли от индустриальной модели развития к современной, соответствующей актуальным вызовам и тенденциям в экономике. Сегодня необходимо сосредоточиться на создании конкурентной среды в отрасли, недостаточное развитие которой существенно влияет на условия энергоснабжения конечных потребителей, подчеркнул, открывая дискуссию, председатель комитета ГосДумы РФ по энергетике Павел Завальный. Вместе с тем, он напомнил, что на пути развития конкуренции существуют серьезные препятствия. Наиболее сложным из них является перекрестное субсидирование, которое напрочь убивает конкуренцию. В мае с.г. вопросам перекрестки комитет ГД намеревается посвятить отдельную дискуссию.
Кроме того, в числе ключевых условий развития конкуренции П. Завальный назвал насыщение розничных рынков электроэнергией за счет поставок на них всех видов топлива и свободного доступа малой и распределенной генерации. Плюс следует разрешить сетевым компаниям развивать генерацию на низком уровне, — это также будет способствовать повышению рыночной конкуренции.
Заместитель Министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко свое выступление начал с того, что, несмотря на зарегулированность оптового рынка, существует реальная конкуренция в генерации как на рынке конкурентного отбора мощности (КОМ), так и на рынке на сутки вперед (РСВ). Благодаря этому, в последние три года цена на РСВ в 1-й ценовой зоне не изменилась. «Значит, механизмы работают», — резюмировал В. Кравченко. Он добавил, что конкуренция есть и на розничном рынке. Потребители имеют возможность уходить с оптового сегмента в розницу. В результате год от года снижаются закупки у Гарантирующих поставщиков (ГП).
Среди перспективных направлений, влияющих на развитие конкуренции, В. Кравченко назвал снижение объёмов перекрестного субсидирования, развитие механизма свободных договоров и наращивание доли потребителей, работающих с генераторами напрямую.
В конце 2017 г. Указом Президента РФ утвержден Национальный план развития конкуренции в России, где электроэнергетика выделена в качестве приоритетной отрасли по данному направлению. Точку зрения ФАС на реализацию Нацплана в электроэнергетике изложил заместитель начальника Управления ФАС Алексей Воронин. Он подчеркнул, что во всех возможных сегментах отрасли необходимо запретить ГУПы и МУПы, увеличить долю частных компаний (малых и средних предприятий), обеспечить прозрачность и долгосрочность тарифообразования, выход розничных потребителей на оптовый рынок, сокращение зон свободного перетока и пр. Необходимо также законодательно закрепить нормы, запрещающие применение нерыночных механизмов влияния на цену.
Конкуренцию нужно развивать в двух сегментах: на розничном рынке и на рынке мощности, считает заместитель директора департамента Минэкономразвития России Андрей Габов. Чтобы добиться развития конкуренции на розничных рынках, необходимо создать недискриминационные требования к участникам рынка, а также условия, позволяющие потребителю самому выбирать себе поставщика электроэнергии.
Что касается рынка мощности, то он практически не работает. Возможно, для изменения ситуации следует запустить старую модель КОМа и актуализировать зоны свободного перетока.
Председатель правления Ассоциации «НП «Совет рынка» Максим Быстров напомнил, что мешает конкуренции на рынке и приводит к росту конечной цены на электроэнергию. Он отметил, что главная причина состоит в том, что ряд проблем государство пытается решать за счет рынка электроэнергии. Отсюда появляются нерыночные надбавки (на строительство энергообъектов в Крыму и Калининграде, на выравнивание тарифов на Дальнем Востоке, компенсация средств на безопасность АЭС и т.д.). И если без этих надбавок нельзя обойтись, то нужно сделать так, чтобы они хотя бы конкурировали между собой.
М. Быстров подчеркнул, что в соответствии с указаниями президента РФ, с 2021 года темпы роста цен на электроэнергию не могут превышать темпы инфляции. Чтобы эта задача была решена без разрушительных последствий для отрасли, необходимо на законодательном уровне решить вопрос о введении запрета на дополнительные надбавки.
Говоря о конкуренции на розничных рынках электроэнергии и мощности (РРЭ), председатель правления «НП Совет рынка» отметил, что для ее развития необходимо пересмотреть статус гарантирующих поставщиков (ГП), создать условия для формирования конкурентных отношений между гарантирующими поставщиками и независимыми энергосбытовыми компаниями, обеспечить свободный переход потребителей на РРЭ между ЭСК и ГП, сформировать единую группу точек поставки (ЕГТП).
Генеральный директор НП Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев объяснил торпедирование конкуренции тем, что изначально наша энергетика строилась по принципу обеспечения надёжности. Это правильно. Неправильно то, что обратной стороной этого принципа был постулат «мы за ценой не постоим». Модернизация энергомощностей по методу ДПМ тоже строится в соответствии с этим постулатом, поэтому говорить о развитии конкуренции трудно. Пока мы не пройдем «развилку», «надежность или конкурентный рынок», которая гнездится в головах и выражается в действиях, реальных изменений ожидать не стоит. Важнейший участник рынка Системный оператор «ЕЭС России» в своих перестраховках, превышающих все мыслимые пределы, отягощает энергокомпании таким множеством необоснованных и дорогих требований, что возникает вопрос: а нужна ли СО такая автономность?
Оратора поддержал профессиональный энергетик, доцент кафедры экономики и управления в ТЭК ГБОУ ВПО «Государственный университет управления» Виталий Кузьмин. Он объяснил избыточность требований со стороны СО отсутствием экономической ответственности за принимаемые им решения.
Он также обратил внимание на то, что на рынке сложились устойчивые системные проблемы, что выражается в ухудшении многих характеристик. У нас сложилась парадоксальная ситуация: рыночные институты, которые должны бы способствовать развитию конкуренции, на самом деле ограничивают возможности предпринимательства на рынках электроэнергии России. Это приводит к тому, что с рынка «вымывается» самая дешевая электроэнергия, и тем самым завышаются цены – как минимум, на 30%.
В целом, существующие в стране ОРЭМ и особенно РРЭ не соответствуют характеристикам нормального конкурентного рынка.
Комплекс механизмов, принятый на сегодняшней день, недостаточен для качественного перехода к конкурентному рынку. Разработчикам изначально не хватило теоретического обоснования проработки подходов построения рынка.
Необходимо построить научно обоснованную концепцию, как строить конкурентную электроэнергетику. «Мы в университете сформулировали концептуально-методологические подходы и характеристики построения новой модели конкурентной энергетики и предлагаем рассмотреть алгоритм перехода к этой модели», — сказал В. Кузьмин.
Он добавил, что для интеграции новой модели нужен какой-то весомый, авторитетный инициатор, каким в свое время было РАО «ЕЭС России». Но кто им будет – большой вопрос.
Своими мыслями и предложениями поделились заместитель генерального директора по развитию и реализации услуг ПАО «Россети» Константин Петухов, первый заместитель генерального директора ООО «Газпром энергохолдинг» Павел Шацкий, председатель правления НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая, заместитель председателя комитета Годумы по энергетике Валерий Селезнев.
Заместитель генерального директора ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго РФ Игорь Кожуховский в своем докладе «Стратегические ориентиры для развития конкуренции в электроэнергетике и теплоснабжении» отметил, у нас не до конца определены базовые подходы к решению проблемы. Огромный недостаток всего, что делается в электроэнергетике, состоит в том, что мы отдельно занимаемся теплом, электроэнергетикой, энергоэффективностью и пр., тогда как эти направления нельзя разрывать. Никак между собой не увязаны и законы, которые принимались отдельно по электроэнергетике, отдельно по теплоэнергетике, отдельно по энергоэффективности. Все это нужно приводить в гармоническое состояние.
Беда и в том, что у нас не достроена система перспективного планирования, отсутствует целевое видение проблематики. Между тем, нам необходимо переходить на интегральное планирование.
Нужно пересмотреть систему тарифообразования в сетях, обсудить переход к модели Гарантирующего поставщика на основе распределительных сетей и изменить само наполнение понятия «ГП».
Первый заместитель председателя комитета ГД по энергетике Сергей Есяков сказал о том, что отечественная электроэнергетика вновь оказалась на перепутье. С одной стороны в энергетику возвращается система централизованного управления, с другой – развивается распределенная и альтернативная энергетика. Нет четкого понимания центральной роли потребителя в развитии электроэнергетики и ее влияния на протекающие в энергетике процессы. Пока все обозначенные вопросы не будут решены, нормального конкурентного рынка в стране не будет
Участникам круглого стола был предложен проект рекомендаций, качественный уровень которых был высоко оценен экспертами. С учетом доработок, рекомендации будут приняты и направлены в федеральные инстанции для практического применения.
Продолжение темы — в ближайших номерах журнала «Вести в электроэнергетике». Читайте интервью с заместителем председателя комитета Государственной Думы по энергетике Сергеем Есяковым, а также статью заместителя генерального директора ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго РФ Игоря Кожуховского.