Системный оператор представил проекты в сфере цифровизации энергетики в рамках четвертой стратегической сессии «Энерджинет»
В Москве прошла четвертая международная отраслевая стратегическая сессия «Энерджинет», в ходе которой представители АО «СО ЕЭС» познакомили экспертное сообщество с деталями пилотных проектов создания активных энергетических комплексов и агрегаторов управления спросом на электроэнергию.
Целью мероприятия стала корректировка и детализация дорожной карты Национальной технологической инициативы (НТИ) «Энерджинет». В сессии приняли участие первый заместитель министра энергетики РФ Алексей Текслер, директор департамента государственной энергетической политики Министерства энергетики РФ Алексей Кулапин, член Правления — заместитель Председателя Правления Ассоциации «НП «Совет рынка» Олег Баркин, председатель Правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая, а также представители генерирующих, сетевых, сбытовых и инжиниринговых компаний, инфраструктурных организаций и отраслевых ассоциаций, исследовательских центров и вузов.
Системный оператор на мероприятии представляли член совета директоров АО «НТЦ ЕЭС (Московское отделение)», советник заместителя Председателя Правления АО «СО ЕЭС» Ксения Дацко и начальник департамента рынка системных услуг АО «СО ЕЭС» Максим Кулешов. Они возглавляют команды, которые разрабатывали проекты создания активных энергетических комплексов (АЭК) и агрегаторов управления спросом на электроэнергию. Эти проекты в полной мере соответствуют глобальной тенденции к цифровизации отрасли и переходу к интеллектуальной энергетике, которой присущи высокая доля распределенной генерации и ВИЭ, а также использование цифровых технологий, позволяющих создать новые сервисы и модели взаимодействия между потребителями и другими участниками энергорынка.
Проект АЭК предполагает внедрение интеллектуальной системы управления, позволяющей осуществлять управление режимами производства и потребления в АЭК, жестко лимитировать потребление электроэнергии из сети общего пользования и обеспечивать достоверные данные для финансовых расчетов между участниками АЭК и расчетов с внешними субъектами энергетики.
Предварительный план реализации пилота предполагает инсталляцию на пилотных площадках управляемых интеллектуальных соединений (программно-аппаратных комплексов, реализующих совокупность стандартизованных технических и нормативных требований по взаимодействию АЭК с энергосистемой), а также отработку новых технологических, организационных, договорных, нормативных и экономических моделей. По итогам реализации пилотного проекта, который должен завершиться до июля 2020 года, будут сформированы предложения по гармонизации нормативного правового регулирования для тиражирования АЭК на розничных рынках электроэнергии. Объем совокупных капитальных вложений для реализации проекта может составить: от 100 млн до 1,5 млрд рублей (в зависимости от степени использования генерации). К настоящему времени концепция создания АЭК одобрена рабочей группой «Энерджинет», разработан проект постановления Правительства по запуску пилота.
Создание агрегаторов управления спросом на электроэнергию предоставит потребителям розничного рынка электроэнергии возможность активно влиять на работу оптового рынка. Потребители смогут снижать пиковые цены на электроэнергию, а в долгосрочной перспективе сократить издержки на развитие генерации и сетевой инфраструктуры. Агрегаторы управления спросом – это организации, которые выявляют и координируют способность группы конечных потребителей управлять своей нагрузкой и конвертируют ее в товары и услуги на рынках электроэнергии, мощности и системных услуг. Агрегаторы транслируют потребителям часть выручки, полученной от работы на рынке, в форме оплаты приобретаемых у этих потребителей услуг по изменению потребления.
Пилотный проект по созданию агрегаторов управления спросом на электроэнергию предполагает формирование инфраструктуры и стимулов для участия потребителей розничного рынка электроэнергии в механизме управления спросом на электроэнергию. К настоящему времени подготовлен к утверждению проект нормативно-правового акта, регулирующего проведение пилота. Продолжительность его реализации – 2 года.