Евгений Костюков: На энергосбережении бюджет Приморья может экономить 500 млн рублей год
Депутат ЗСПК проанализировал энергозатраты в бюджетной сфере Приморского края
Исполнение государственной программы «Энергосбережение, развитие газоснабжения и энергетики в Приморском крае» на 2013-2020 годы по-прежнему входит в сферу депутатских интересов члена комитета Законодательного собрания Приморского края по экономической политике и собственности Евгения Костюкова. Ранее народный избранник вместе со своими помощниками провел мониторинг систем горячего водоснабжения учреждений, подведомственных департаменту труда и социального развития Приморского края, департаменту образования и науки Приморского края, департаменту здравоохранения Приморского края (порядка 200 объектов). В результате возникли предложения по модернизации систем горячего водоснабжения социальных учреждений Приморья, позволяющие экономить до 70% бюджетных средств. Продолжение темы – в беседе депутата с корр. ИА PrimaMedia.
— Согласно существующей практике, во всех муниципальных образованиях Приморья оплата энергоресурсов (электроэнергия, отопление, горячая вода) производится за счет бюджета. Аналитическая работа, проведенная нами, показала, что эти средства расходуются крайне неэффективно, тогда как при правильном современном подходе управления затраты по этим статьям можно сэкономить на сумму свыше 500 млн рублей в год по всему региону, — заявил Евгений Костюков. — И на самом деле это касается не только бюджетных учреждений. Не секрет, что уровень энергоемкости производства отечественных промышленных продуктов сегодня выше среднемировых в два-три раза. Государство в лице руководства страны давно обратило на это внимание и делает все, чтобы регионы на местах с этой проблемой боролись.
Есть распоряжение правительства РФ от 19 апреля 2018 года за номером 703-р.
Есть стратегия развития российского ТЭК до 2035 года. Одна из целей стратегии – достигнуть к 2035 году снижения электроемкости и энергоемкости ВВП (в 1,4 и 1,6 раза соответственно). На сегодняшний день в стране имеется потенциал энергосбережения, достигающий половины текущего энергопотребления.
Есть стратегия национальной безопасности РФ, в одном из пунктов которой говорится: «Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в области экономики на долгосрочную перспективу является повышение уровня энергетической безопасности, … рост энергоэффективности и энергосбережения…»
Есть федеральный закон №261-ФЗ («Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»), в котором даже упомянуты штрафы за его невыполнение (на должностное лицо — до 35 тысяч рублей, на юридическое лицо до 100 тысяч рублей). В законе четко прописано, что необходимо предпринять, чтобы достигнуть высокого уровня энергоэффективности. Предусмотрено принятие программы в области энергопотребления и повышения энергоэффективности. Предусмотрено обеспечение снижение объема потребляемых энергоресурсов в течение 5 лет не менее чем на 15%, от объема фактически потребленного в 2009 году с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3% в год.
— В бюджетных учреждениях Приморья такого снижения нет. А если и есть, то оно происходит не за счет внедрение энергосберегающих технологий или оптимизации процессов, а за счет снижения качества предоставляемых услуг. Я имею в виду ситуацию, когда, например, в школьном классе по нормативам должно гореть определенное количество лампочек, чтобы обеспечивать нормируемый уровень света, а на самом деле горит меньше, чтобы меньше за энергопотребление платить. Или, например, в больнице на одного больного положено 70 литров горячей воды в сутки и мыться он должен каждый день, а по факту моется через день или вообще один раз в неделю, и соответственно горячей воды тратится меньше. И таких примеров масса, — сказал депутат. — Закону об энергосбережении и повышении энергетической эффективности более 10 лет, а воз, как говорится, и ныне там. А между тем, простое соблюдение закона позволит достигнуть результата в виде экономии бюджетных средств более чем на 500 млн рублей по всему Приморью. И это как раз те средства, которые могли бы пойти на решение социальных вопросов (здравоохранение, образование, детский спорт и прочее).
Как заметил собеседник агентства, сегодня в сфере управления можно наблюдать странную тенденцию: как только возникает актуальная проблема или задача, под нее тут же выстраивается технология или модель управления, соответственно, пишется закон или постановление с незаметными несостыковками (или на момент появления документа уже что-то изменилось). В результате вся последующая работа идет на постоянное усовершенствование нормативно-правовой базы, а не на понятные и конкретные действия, дающие результат.
— Мы с вами должны понимать, что на сегодняшний день меры энергоэффективности и энергоменеджмент в нашем регионе, как и в целом по России, являются инновациями. И их внедрение связано со сменой ментальности общества и технологической платформы управления энергопотреблением, а это требует, кроме прочего, и максимального внимания, административного и волевого ресурса руководителей всех уровней, — подчеркнул Евгений Костюков. – Исходя из этого, основными проблемами, которые нам мешают, являются низкий уровень инновационной культуры (отсутствие интереса к инновациям, избегание связанных с ними рисков и затрат и т.п.) и отсутствие компетенции в вопросах инноваций в области энергосбережения.
По мнению депутата, никакого велосипеда изобретать не надо. Нужно просто начать работу в направлении энергосбережения и энергоэффективности, и каждому руководителю, будь то руководитель учреждения или муниципалитета, нести персональную ответственность за решение соответствующих вопросов.
— Это обычный подход проектного управления. Нужно начать вести работу по стандартному алгоритму: первое, провести анализ энергоэффективности региона (есть модели, технологии, позволяющие это сделать без нагрузки на бюджет); второе, создать систему мотивации для всех участников энергорынка региона (в современном мире есть модели, коэффициенты эффективности и прочее, позволяющее это внедрить); третье, провести комплексную проверку инфраструктуры сетевых компаний и поставщиков энергоресурсов (потери в кабельных линиях и трансформаторах), а также условий оказания ими услуг (предъявляемые цены, тарифы, договорные условия поставки, ценовые категории, по всем видам энергоресурсов). Надо оптимизировать и провести стандартизацию для поставщиков и сетевых компаний по краю договорной и расчетной документации, а также документации по технологическому присоединению и по претензионной практике. На сегодняшний день наши предприятия живут и работают по документам и стандартам прошлого века. Надо провести стандартизацию всех процессов и алгоритмов и обучить сотрудников. Кроме шуток, на сегодняшний день многие руководители даже не знают о существовании закона об энергосбережении и о том, что стоит такая национальная задача, — сказал депутат.
Причем, по словам депутата, все эти мероприятия не требует дополнительных затрат бюджета. Ведь при проведении оптимизации процессов в бюджетных учреждениях сразу же пойдет экономия затрат на оплату энергоресурсов. А эти затраты и так заложены в бюджет организаций.
— С каждым шагом экономия будет ощущаться все больше. И эти самые сэкономленные средства можно использовать на дальнейшую оптимизацию всех процессов и модернизацию оборудования и сетей, у которых износ составляет более 70%. Всего можно достичь, просто нужно, чтобы руководители на местах поменяли подход в реализации задачи по энергосбережению, — подытожил Евгений Костюков.