Системный оператор развивает новый формат повышения квалификации ИТ-специалистов
11–14 ноября в Екатеринбурге прошли Вторые соревнования профессионального мастерства администраторов оперативно-информационных комплексов (ОИК) региональных диспетчерских управлений Системного оператора.
Проведение соревнований профессионального мастерства администраторов ОИК – важная составляющая системы повышения их квалификации, от уровня которой зависит надежность функционирования основного программно-аппаратного комплекса диспетчеров Системного оператора и одного из ключевых средств автоматизации технологических процессов оперативно-диспетчерского управления ЕЭС России.
Программно-аппаратный комплекс ОИК предназначен для приема, обработки, хранения и передачи телеметрической, отчетной и плановой информации о режиме работы энергетических объектов, сетей и систем, а также предоставления гибкого доступа к ней различным пользователям и внешним автоматизированным системам. Администраторы ОИК – это ИТ-специалисты, обладающие уникальными компетенциями. Их задачи включают в себя текущее обслуживание, поддержку пользователей, оперативное устранение неисправностей и заключаются в обеспечении стабильной работы комплекса, при помощи которого осуществляется оперативное управления режимами ЕЭС России.
Первые соревнования профессионального мастерства администраторов ОИК, носившие статус пилотных, проходили в 2018 году в Пятигорске. На их базе были отработаны основные организационно-технические принципы мероприятия.
Во Вторых соревнованиях администраторов ОИК приняли участие 7 команд – по одной от каждой операционной зоны филиалов АО «СО ЕЭС» Объединенных диспетчерских управлений (ОДУ). Все участники были отобраны в ходе отборочных турниров, предварявших всероссийский этап.
При прохождении испытаний сохранен принцип реальной командной работы специалистов – основной и дублирующий администраторы ОИК, чьи роли распределяются совместно при решении сложных ИТ-событий. В общей сложности участники выполнили 16 заданий, разработанных организаторами по итогам анализа практической деятельности служб автоматизированных систем диспетчерского управления (АСДУ) всех филиалов Системного оператора. В частности, список заданий включал в себя аудит ОИК, восстановление доступа к архивным данным, организацию обмена телеметрической и отчетной информацией, выявление нарушений в работе ОИК, восстановление работоспособности запасных серверов и другие актуальные для администраторов ОИК ситуации.
По итогам соревнований первое место заняла команда операционной зоны ОДУ Средней Волги в составе старшего администратора ОИК Службы АСДУ Самарского РДУ Константина Семенова и начальника отдела Службы АСДУ РДУ Татарстана Дамира Хусаинова. Эта команда набрала наибольшую сумму баллов (1002 балла) по итогам двух дней состязаний.
На втором месте команда операционной зоны ОДУ Урала, состоявшая из ведущего администратора ОИК Службы АСДУ Свердловского РДУ Александра Гаравдина и старшего администратора ОИК Службы АСДУ Пермского РДУ Сергея Светлакова (947 баллов). На третьем месте команда операционной зоны ОДУ Северо-Запада в составе старших администраторов ОИК Архангельского и Кольского РДУ Антона Золина и Александра Саблина (847 баллов).
Организационный комитет соревнований возглавил заместитель Председателя Правления Федор Опадчий. Главным судьей стал Александр Кузнецов – директор по информационным технологиям Филиала АО «СО ЕЭС» ОДУ Урала, на базе которого проводилось мероприятие. Наблюдение за действиями участников в ходе выполнения заданий и оценку полученных результатов осуществляла судейская комиссия, в которую вошли эксперты по работе с ОИК из ОДУ Урала, Сибири и Средней Волги, а также исполнительного аппарата компании.