Олег Бударгин: «Единая энергосистема России обладает большим потенциалом для реализации глобальных интеграционных проектов в энергетике»
Ключевые аспекты интеграции глобальных энергосистем обсудили на круглом столе «Энергетическое сотрудничество в АТР: свести мосты» в рамках Восточного экономического форума в пятницу, 2 сентября, во Владивостоке.
Все участники сессии были единогласны, что энергия является основой социально-экономического развития во всем мире. Отмечалось, что за последние 40 лет потребление электроэнергии выросло в два раза.
В связи с этим главные вопросы, на которые попытались ответить участники сессии, каковы наиболее перспективные направления сотрудничества стран АТР? Какие необходимо обеспечить условия беспрепятственной торговли между странами и рынками электричества? Каковы перспективы создания энергомостов между Дальним Востоком и странами АТР?
В начале своего выступления Генеральный директор ПАО «Россети» Олег Бударгин отметил, что во Владивостоке впервые вопрос международной интеграции энергосистем поднимался на саммите АТЭС в 2012 году. «Но тогда такие планы не у всех нашли однозначную поддержку. Спустя четыре года мы обсуждаем уже конкретные проекты, увеличилось число стран, поддерживающих интеграцию», — сказал Бударгин.
Олег Бударгин отметил, что Единая энергосистема России обладает большим потенциалом для реализации глобальных интеграционных проектов в энергетике, поскольку является естественным энергомостом между Европой и Азией. Россия имеет 140 ЛЭП, соединяющих ее с 11 сопредельными странами.
«Сейчас экспорт российской электроэнергии составляет около 2% от выработки, возможно его увеличение в несколько раз. Резервы есть на Северо-Западе, Урале, в Сибири. Около 2 ГВт – резерв в Восточной энергосистеме», — отметил Бударгин.
Ключевым трендом развития национальных энергетических систем в среднесрочной перспективе, по мнению О.Бударгина, станет создание единого полноценного рынка электроэнергии Азиатско-Тихоокеанского региона.
«Интеграция может решить ряд важнейших задач. В их числе модернизация мировых энергосистем на базе инновационных технологий, и в первую очередь создание умной системы учёта электроэнергии. Помимо этого, интеграция рассматривается и как путь повышения экономической эффективности, решения вопросов социальной доступности энергоресурсов, а также энергетической и экологической безопасности»,- сказал О.Бударгин.
«Безусловно, доступ к энергоресурсам требует усиления внутренних связей, но экономические стимулы должны подтолкнуть это процесс. В частности, в России энергия стоит значительно меньше, чем в Японии. К тому же разница в часовых поясах, пиках потребления в зависимости от времени года являются серьезными факторами, формирующими инвестиционную привлекательность подобного рода проектов»,- отметил О. Бударгин.