Мировая авторозетка
Глобальный энергопереход и климатическая политика ведущих европейских держав не только заставляет ведущих автопроизводителей налаживать массовое производство электрокаров, но и разрушает основы современной попкультуры. К 2025 году агент 007 Джеймс Бонд, скорее всего, будет искать зарядку для своего Aston Martin, а во время гонки «Формулы-1» вместо победных выхлопов бензина будет раздаваться запах переработанных апельсинов и кукурузы, а машину можно будет купить только в Интернет-магазине.
Зарядить и не смешивать
Компания Aston Martin объявила о выпуске с 2025 года двух «зеленых» электрических моделей – спорткара и кроссовера. Об этом в интервью газете Financial Times сообщил главный акционер британской марки, канадский миллиардер Лоуренс Стролл. Гоночный электрокар будет по дизайну повторять модели компании с двигателем внутреннего сгорания, в частности, DB11. Автомобиль получит переднее расположение мотора и, вероятно, привод на задние колеса. Одновременно со спорткаром появится еще одна новинка Aston Martin – полноприводный кроссовер с электрической силовой установкой. Дизайн обоих автомобилей пока окончательно не утвердили.
Выпуск электрокаров для Aston Martin — вынужденная мера. Великобритания собирается к 2030 году полностью прекратить продажи автомобилей с негибридными бензиновыми и дизельными моторами. Компания уже расширяет линейку автомобилей с гибридными и электрическими силовыми агрегатами. Гибридный вариант первого SUV марки — модели DBX — ожидается уже в 2021 году, другие гибридные модели — в 2023 году..
Однако для настоящих ценителей Aston Martin продолжит выпускать автомобили с двигателями внутреннего сгорания.
Государственно-климатическая классика
Другой патриарх европейского автомобильного рынка – компания Volvo на днях заявила, что уже к 2030 году полностью перейдет на выпуск электромобилей, убрав из своей модельной линейки машины с двигателями внутреннего сгорания. Автоконцерн откажется в том числе и от гибридных моделей.
Как считает Volvo, у автомобилей с двигателем внутреннего сгорания просто нет долгосрочного будущего. Компания считает, что росту числа электромобилей в мире будет способствовать законодательство и развитие необходимой инфраструктуры и аккумуляторов. Конечно, на Volvo подействовало и давление со стороны правительств, многие из которых намерены запретить двигатели внутреннего сгорания в будущем, а также планы ряда муниципалитетов Европы запретить движение автомобильных машин в центрах городов. Как заявила компания, решение основано на ожидании того, что “законодательство, а также быстрое расширение доступной высококачественной инфраструктуры зарядки ускорит принятие потребителями полностью электрических автомобилей».
Но и это еще не все, Volvo решила пойди дальше всех в маркетинге электрокаров и объявила, что будет продавать их только через интернет. Возможность тест-драйвов и доставка заказов сохранятся, однако сделать покупку можно будет только онлайн по фиксированной цене. Прощайте, семейные походы в автосалоны и зимняя резина в подарок!
С учетом того, что Volvo принадлежит китайскому Geely Holding, заявление об отказе от “традиционных автомобилей” отражает и китайские тенденции к электрификации транспорта. Geely Holding рассчитывает с помощью Volvo догнать своих китайских конкурентов-производителей.
Между тем, Volvo уже сейчас продает в Европе только гибридные или электромашины. Гибридные автомобили не могут работать только от батарей, их электродвигатель лишь помогает бензиновому, но они вряд ли сильно экологичнее обычных машин. В прошлом году Volvo представила свой первый полностью электрический автомобиль XC40 Recharge, а на днях — второй, кроссовер C40, ставший первым автомобилем компании, который был изначально спроектирован для работы от батарей.
Компания рассчитывает, что к 2050 году половина мировых продаж будет приходится именно на электромобили, остальное — на гибридные машины.
Американская электрика
Американский GM заявил в январе, что к 2035 году полностью перейдет на выпуск автомобилей с нулевыми выбросами, отказавшись от производства машин на дизельном и бензиновом топливе в рамках своего плана по снижению выбросов углерода к 2040 году. Переход на электричество в США для GM произойдет на пять лет раньше, в 2030 году. При этом компания уверена, что этот бизнес будет для нее прибыльным.
Сейчас на машины с двигателями внутреннего сгорания приходится 98% продаж GM, а основную прибыль приносят популярные в Америке пикапы и внедорожники, самые энергонеэффективные модели. Они тоже должны стать электрическими.
В ближайшие пять лет GM намерена выпустить 30 новых моделей электромобилей по всему миру и вложит в их производство 27 млрд долларов. Компания даже поменяла логотип, пытаясь таким образом подчеркнуть свою переориентацию на электричество. К сожалению, название General Electric уже занято — оно прекрасно подошло бы обновленному автоконцерну.
Ford пообещал к 2030 году продавать в Европе машины только с аккумулятором, отказавшись от машин на бензине. Компания вложит 1 млрд долларов в строительство в Германии нового завода, который займется выпуском электромобилей. Первая машина на заводе будет произведена в 2023 году.
И остальной автомобильный мир
Nissan также полностью перейдет на электромобили и гибридные авто до 2025 года, но уже на рынке Китая, а KIA, хоть и не отказывается от двигателей внутреннего сгорания, но прогнозирует долю электромобилей в 40% от продаж через десять лет.
Холдинг PSA, владеющий Peugeot, Citroën и Opel, заявил, что больше не инвестирует в двигатели внутреннего сгорания, Renault отказалась от разработки дизельных моторов.
О планах переходить на электромобили заявляет и люкс. Audi планирует в ближайшие 10-15 лет также перейти на выпуск только электромобилей. Jaguar Land Rover намерен сделать это примерно к 40-м годам, при этом компания намерена через пять лет представить как электрокары Jaguar, так и Land Rover. Через десять лет под маркой Jaguar будут продаваться только машины с батареями. Компания также разрабатывает и водородный автомобиль.
Делает ставку на батареи и Mercedes-Benz и Porsche. Porsche планирует, что к 2025 году электромобили будут составлять половину их продаж, а к 2030 году — 80%. В производство электрокаров компания инвестирует 15 млрд евро.
«Формула-1» на гибридах
На фоне тотального давления клматической повестки, автопроизводители вынуждены настаивать на необходимости запуска гонок с использованием экологически чистого топлива. Porsche и Volkswagen Group уже заявили, что рассмотрят возможность участия в автогонках «Формула-1», если новые правила для двигателей болидов, которые должны быть введены в 2025 году, будут способствовать использованию экологически безопасных видов топлива. «Если организаторы «Формулы-1» учтут этот аспект, они могут рассчитывать на встречные шаги», — заявил телеканалу ВВС вице-президент Porsche Motorsport Фриц Энцингер.
FIA, руководящий орган «Формулы-1», в прошлом году предоставил для тестирования производителям двигателей первые образцы экологически чистого топлива, сделанного из биологических отходов. Уже к 2030 году «Формула-1» рассчитывает достичь нулевых выбросов углерода.
В конце 2020 года Росс Браун, исполнительный директор по автоспорту в Formula One Group (в прошлом знаменитый конструктор, работавший в команде Михаэля Шумахера), сообщил, что главным приоритетом «Формулы-1» в области устойчивого развития является разработка «дорожной карты» для перехода автогонок на гибридные двигатели. Для более активного взаимодействия с автопроизводителями исполнительным директором Formula One недавно был назначен Стефано Доменикали, бывший глава компании Lamborghini, входящей в структуру концерна Volkswagen.
Рынок не дремлет
Мировой автопром не первый год электрифицируется, но в последние годы тенденция значительно ускорилась. Если раньше концерны старались произвести самые мощные и быстрые машины, потом взялись за бюджетные, ходовые модели, то теперь они фокусируются на самых экологичных.
«Если вы хотите участвовать в игре, вы должны быстро трансформироваться», заявляет исполнительный директор Volvo Хакан Самуэльссон.
Schmidt Automotive Research отмечает, что автомобили с двигателями внутреннего сгорания по-прежнему лидируют в продажах в мире, однако в прошлом году в Европе продажи аккумуляторных машин подскочили вдвое, до 730 тысяч, а обычных, наоборот, снизились. Всего в мире было продано более 3 млн электромашин.
Лидером по объемам покупок электромобилей остается Китай, однако по итогам прошлого года второе место заняла Германия, обогнав США. По данным Центра исследований солнечной и водородной энергии федеральной земли Баден-Вюртемберг (ZSW), в 2020 году в Германии было продано 395 тысяч электромобилей и гибридных машин, что означает более чем 200-процентный рост по сравнению с предыдущим годом. В США показатель составил 322 тысячи, в Китае — 1,25 млн. Однако на фоне пандемии рынок электромобилей в Китае вырос лишь на 3%, хоть и обеспечил треть всех мировых продаж электрокаров. А в целом в мире количество новых машин на батареях выросло на 38%.
В прошедшем году в ФРГ на них пришлось около 395 тысяч регистраций новых транспортных средств, что на 264 процента больше, чем годом ранее. В Соединенных Штатах в 2020-м было зарегистрировано 322 тысячи таких автомобилей. Ни одна из остальных стран не преодолела двухсоттысячный порог. Так, во Франции этот показатель составил 195 тысяч, в Соединенном Королевстве — 175 тысяч, в Норвегии — 108 тысяч.
Крупнейшим рынком остается Китай с 1,25 млн регистраций новых электромобилей в 2020 году. Это более трети от мирового уровня (3,18 миллиона). Однако рынок КНР за год вырос лишь на 3 процента, в то время как мировой — на 38 процентов.
В топ-5 производителей электрокаров вошли сразу две германские компании — Volkswagen и BMW, продавшие 422 тысячи и 193 тысячи автомашин, и два китайских производителя. Лидером является Tesla с показателем в почти 500 тысяч экземпляров, однако, очевидно, VW догоняет американцев.
Всего в мире сейчас около 11 тысяч электромобилей и гибридов, которые могут подзаряжаться от электросети. Больше всего их в Китае (около 5 млн), 1,8 млн — в США.
За первые два месяца этого года рост не только продолжился, но и ускорился. Эксперты не исключают, что в этом году в мире будет продано уже 3,9 млн электромобилей (по сравнению с примерно 3 млн в 2020 году).
Согласно рейтингу TrendForce, доля Tesla на рынке электромобилей составляет 24,5 % рынка, Volkswagen — 6,6 %, китайских BYD и Wuling Hongguang- 6,4% и 6,2% соответственно. При этом стоит отметить, что именно китайские машины являются наиболее бюджетными, а значит, потенциально могут продемонстрировать гораздо более быстрый рост. На пятом месте этого рейтинга Renault с долей в 5,6 %. В сегменте подключаемых к сети гибридных машин лидером являются Mercedes-Benz и BMW с долей по 13%, Volvo (12 %), Volkswagen (10 %) и Audi (6 %).
Долгий путь
По мнению экспертов UBS, Volkswagen уже в следующем году сможет догнать Tesla по объемам выпуска электромашин, и к середине 20-х годов компании будут лидерами рынка. Ожидается, что Tesla к концу 2022 года нарастит производство до 2 млн машин в год, а Volkswagen — до 1,2 млн в год. В прошлом году на Volkswagen уже пришлась четверть европейского рынка, при этом эксперты UBS уверены, что к 2025 году норма прибыли компании на электромобиль вырастет до 7% от его стоимости с нынешних 1%.
Уже через пять лет затраты на выпуск бюджетного электромобиля могут снизиться до уровня затрат на производство машин с двигателем внутреннего сгорания, считают они. Пока же себестоимость Volkswagen Golf с двигателем внутреннего сгорания ниже на 5 тысяч долларов, чем у сопоставимого электромобиля. При этом здесь у Tesla есть преимущества — батареи обходятся ей на 2 тысячи долларов дешевле, чем конкурентам, поскольку компания сама производит и закупает их в больших объемах. Некоторые же аналитики и вовсе считают, что уже к 2025 году производство электромобилей будет обходиться дешевле, чем бензиновых машин.
Впрочем, даже при таком резком росте продаж электромобилей понадобятся годы и годы, чтобы тенденция повлияла на объемы выбросов парниковых газов: уже имеющиеся автомобили с двигателями внутреннего сгорания будут служить еще долго. По данным IHS Markit, даже в США средний возраст используемых легковых машин составляет 12 лет, и он постоянно растет.
Обозреватель сайта «Глобальная энергия» Алена Журавлева