Модернизация БАМа даст рывок развитию угольной отрасли Якутии
На площадке Петербургского международного экономического форума состоялась деловая сессия «Транспортный каркас экономики». Ее ключевой темой стали задачи государства по формированию инфраструктурных условий для обеспечения ресурсных потоков в целях развития экономики. В работе сессии приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, министр транспорта России Виталий Савельев, руководители системообразующих российских компаний в области транспорта и перевозок, их коллеги из зарубежья, главы российских регионов.
С сообщением о важнейших для Северо-Востока страны транспортных проектах выступил Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.
«Безусловно, транспортный каркас страны, его укрепление невозможны без развития транспортной связанности. С этой точки зрения Республика Саха (Якутия), которая занимает 20% нашей страны, решает сегодня колоссальные задачи. Благодаря Президенту и Правительству России в последние годы делается очень много. Построены тысячи километров железных и автомобильных дорог. Только за прошлый год в республике отремонтировано 500 с лишним километров автомобильных дорог – федеральных, региональных, муниципальных. Конечно, не хватает одного маленького пазла в 3 км – Ленского моста. Я уверен, что при поддержке того решения, которое было принято на Правительственной комиссии, мы в ближайшее время стартуем с началом строительства моста. И в поставленные Правительством сроки, к концу 2024 года – началу 2025 года, Ленский мост у нас будет введен», — сказал Глава Якутии.
Концессионный проект строительства мостового перехода через реку Лена в районе Якутска реализуется Якутией по поручению Президента РФ Владимира Путина совместно с Госкорпорацией «Ростех» и Группой «ВИС». Ввод мостового перехода обеспечит прирост валового регионального продукта на 2,5–3% и приток более 200 млрд инвестиций в несырьевые проекты на территории Якутии. По прогнозам, поступления от НДПИ в федеральный бюджет от разработки месторождений в зоне тяготения мостового перехода составят 13,4 млрд рублей в год, с учётом запасов Северного широтного пояса от разработки новых месторождений — 18,5 млрд рублей в год. Начиная с 2021 года финансирование проекта предлагается обеспечить за счёт инфраструктурных бюджетных кредитов – нового инструмента развития субъектов Российской Федерации, предложенного Президентом В.В. Путиным.
Глава Якутии также коснулся еще одной темы, которая имеет огромное значение для развития угледобывающей отрасли Якутии, – модернизации Восточного полигона БАМа. «Самая серьёзная проблема сегодня для быстрого развития наших угольных проектов – это Восточный полигон. У нас есть полное понимание здесь со стороны Правительства, есть понимание со стороны РЖД. Я очень рад, что 1 июня Президент подписал решение о создании Комиссии по развитию железных дорог Сибири и Дальнего Востока. У нас есть уже предложение, оно направлено на развитие Эльгинского угольного проекта. Это крупнейший инвестиционный проект, который реализуется на территории республики, при этом — без привлечения государственных средств. Уже в следующем году Эльга станет крупнейшим угольным разрезом мира», — подчеркнул Айсен Николаев.
Проект по развитию Эльгинского угольного комплекса является одним из ключевых в рамках Программы развития угольной промышленности России до 2035 года. Месторождение обладает запасами более 2,2 млрд тонн твердого коксующегося угля. Кроме того, в завершающей стадии реализации находятся проекты Группы компаний «Колмар»: горно-обогатительные комплексы «Денисовский» и «Инаглинский», ремонтно-производственная база и терминал «ВаниноТрансУголь». В ближайшие год-два компания достигнет проектных показателей – 22 миллиона тонн добычи качественных коксующихся углей. Ожидается, что проекты УК «Колмар» вкупе с Эльгинским проектом создадут к 2024 году дополнительно более 10 000 новых рабочих мест и увеличат объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в шестикратном размере.