14 июля Европейский Союз (ЕС) разъяснит порядок действия трансграничного углеродного корректирующего механизма (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM) – упрощенно говоря, углеродного сбора, который будут уплачивать поставщики сырья и промышленной продукции из стран, не входящих в состав ЕС.

Документы, проясняющие механизмы углеродного налогообложения, будут представлены Еврокомиссией в ближайшую среду. Однако издание Euractiv уже опубликовало их черновой вариант, позволяющий сделать первые выводы о том, как, возможно, будет взиматься углеродный сбор.

• Механизм CBAM пока что не затронет ключевые статьи российского сырьевого экспорта – нефть, газ, уголь, нефтехимию и нефтепродукты. Его действие будет распространено лишь на производителей стали, алюминия, удобрений, электроэнергии и цемента. Правда, Еврокомиссия оставила за собой право расширить этот список в дальнейшем.

• «Постепенно все отрасли производства и все промышленные предприятия будут вовлечены в процессы декарбонизации», – полагает Анатолий Золотухин, руководитель Института арктических нефтегазовых технологий РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, член Международного комитета премии «Глобальная энергия»: по его мнению, «важно будет соблюсти принцип справедливости, при котором углеродный сбор будет пропорционален энергоемкости производства».

• Фактически являясь продолжением Европейской системы торговли углеродными единицами (EU ETS), механизм CBAM не будет распространен на те страны, которые являются ее участниками, но не входят в состав ЕС – Исландию, Лихтенштейн, Норвегию и Швейцарию. Открытым остается статус Великобритании: учитывая выход из состава ЕС, пока не ясно, будет ли ее собственная система торговли углеродными единицами интегрирована с EU ETS.

• «Механизм CBAM призван не только стимулировать страны-производителей модифицировать производство путем снижения углеродоемкости своей продукции, но и не допустить потери конкурентоспособности европейских производителей из-за широкомасштабного климатического регулирования в ЕС и его отсутствия за рубежом», – констатирует Золотухин.

• В ЕС будет создан регулятор, который станет сертифицировать поставщиков «углеродоемкой» продукции: ежегодно к 31 мая производители будут предоставлять ему данные об объеме поставок стали, алюминия, удобрений, электроэнергии и цемента в ЕС за предшествующий год и количестве сопряженных с этим выбросов CO2.

• На каждую тонну выбросов CO2 компания-поставщик должна будет приобрести сертификат CBAM, стоимость которого будет привязана к цене углерода на бирже EU ETS – с июля 2020 года по июль 2021-го она выросла вдвое, c $28 до $57 за тонну.

• Компаниям, которые будут предоставлять недостоверные данные по выбросам CO2, будет грозить штраф, пропорциональный трехкратной закупке необходимого количества сертификатов.

• Черновая конфигурация CBAM не предполагает каких-либо льгот для развивающихся стран – это грозит для них потерей конкурентоспособности, заключает Золотухин.

В 2019 году, по подсчетам лондонского Центра европейских реформ, на долю России приходилось чуть более $8 млрд европейского импорта стали, алюминия, удобрений, цемента и электроэнергии, тогда как на долю Турции – чуть более $5 млрд, а на долю Китая – менее $4 млрд.