Управление спросом – первые результаты
Системный оператор провёл сегодня брифинг «Два года пилота: итоги, продолжение», посвящённый деятельности агрегаторов управления спросом. О первых результатах пилотного проекта участникам брифинга рассказали архитекторы механизма «Управление спросом» – член Правления АО «СО ЕЭС», Директор по энергетическим рынкам и внешним связям Андрей Катаев и начальник Департамента рынка системных услуг Максим Кулешов.
В брифинге приняли участие аналитики, отраслевые специалисты, представители СМИ, в том числе журнал «Вести в электроэнергетике».
Управление спросом широко применяется во всём мире и подразумевает снижение энергопотребления конечным потребителем при определенных экономических сигналах рынка электроэнергии. За снижение потребления в пиковые часы нагрузок потребитель получает определённую выручку. В настоящее время во всех больших энергосистемах мира управление спросом рассматривается как важный дополнительный инструмент поддержания электроэнергетического баланса.
Управление спросом – неотъемлемый элемент управления энергосистемой в целом, сказал А. Катаев. В российской электроэнергетике этот механизм применялся всегда. В условиях нехватки мощностей спрос регулировался путём отключения ряда потребителей в часы пиковых нагрузок. Сейчас, когда дефицита мощностей нет, а технологическая составляющая достигла достаточно высокого уровня, появилась возможность привлекать к управлению спросом потребителей.
В связи с этим, в 2019 году был запущен пилотный проект, задача которого – выработать оптимальную модель механизма управления спросом в российской энергетике. В «пилоте» приняли участие 70 компаний-агрегаторов, представляющих интересы 350 объектов управления (каждый из которых состоит из одного или нескольких потребителей) в 51 регионе России.
Агрегаторы управления спросом – это специализированные организации, координирующие способность группы розничных потребителей управлять своим электропотреблением, конвертирующие ее в услуги по управлению спросом на электрическую энергию и транслирующие потребителям часть выручки, полученной от реализации этой услуги. Благодаря агрегаторам, в краткосрочной перспективе потребители могут получать положительный экономический эффект за счет замещения неэффективной генерации ресурсами управления спросом и формирования более низких цен на электроэнергию, а в долгосрочной – за счет учета объемов управления спросом в рынке мощности.
Модель агрегаторов управления спросом розничных потребителей, созданная Системным оператором, позволяет потребителям розничного рынка электроэнергии участвовать в ценозависимом снижении потребления (оптовые потребители имеют возможность пользоваться инструментами ценозависимого потребления самостоятельно, начиная с 2017 года).
В качестве агрегаторов в пилотном проекте выступили такие крупнейшие российские компании, как «Росатом», «Интер РАО», «Газпром», «РусГидро»
В группе потребителей в проекте выступают как государственные компании («КамАЗ», «Ункомтех», «Ростех», «Роснефть», «Магнит» и пр.), так и частные («Уралкалий», НЛМК, «Мегафон», «ЕврАз» и пр.). А также к участию в проекте присоединилась довольно большая группа иностранных компаний, работающих на российском рынке.
По приведённым на брифинге данным, с III квартала 2019 года по II квартал 2021 года объем ресурсов управления спросом увеличился более чем в 10 раз: предложение с 65 МВт до 1058.5 МВт, отбор – с 50 МВт до 963 МВт по итогам отбора на 3 квартал 2021 года. Интересно, что в пилоте управления спросом участвовали компании из самых разных отраслей – от металлургии и транспорта нефти до торгово-развлекательных центров и гостиничного хозяйства.
Рынок управления спросом оказался высококонкуренитным. И в этой конкуренции цены на электроэнергию складывались значительно ниже предельных значений.
Совокупный эффект управления спросом для потребителей с марта по июнь с.г. вырос с 63 831,86 тыс. руб. до 100 888,34 тыс. руб. Причём в выигрыше оказались не только участники проекта, но и те, кто в нём не участвовал.
Отвечая на вопросы журнала «Вести в электроэнергетике», А. Катаев отметил, что технологические риски для участников проекта были минимальны. Так как управление спросом осуществляется на РСВ (рынок на сутки вперёд), участник сам определяет, насколько он может «разгрузиться», сам решает, есть у него возможность разгрузки на конкретные сутки, или нет. Если у собственника есть подозрение, что разгрузка может нарушить основной технологический процесс на предприятии, он, конечно, не будет рисковать.
Что касается экономики, то в рамках пилотного проекта за нарушение участником условий управления спросом не вводились штрафные санкции. «Это было принципиальное решение, которое за короткий срок позволило нам получить большое количество участников», — пояснил А. Катаев. В результате предприятия могли испытать свои силы и оценить, насколько они готовы к участию в управлении спросом?
«С другой стороны нас упрекали в том, что готовность участников составляла 50-60%, — добавил спикер. — Но задача в том и состояла, чтобы попробовать могли все, а остались – самые подготовленные. Ведь в целевой модели поблажек не будет, к нарушителям будут предъявляться санкции. Задача не в том, чтобы взять с предприятия штраф, а чтобы «пустые объёмы» не приходили на отбор. Здесь должны быть только ответственные участники».
Продолжая тему, М. Кулешов напомнил, что работа пилота продолжается и подчеркнул в 2022 году особое внимание будет уделено повышению дисциплины и ответственности участников. «Нам важно перейти от позиции «всё или ничего» к финансовой ответственности за неисполнение, — пояснил он. – Если, например, участник заявил 10 МВт, а исполнил 9,5 МВт, то за 9,5 он получит оплату, а на оставшуюся величину будет наложен штраф. Все эти вещи мы планируем отработать в рамках продолжения пилота в 2022 году».
Спикеры выразили удовлетворённость первыми результатами пилотного проекта. Два года были потрачены не зря. «Первое и главное, чем мы удовлетворены, — это заинтересованность участников, — сказал А. Катаев. — При отборе предложений было всегда больше, чем можно было отобрать, а это влияет на цену. Второе – широкое участие всех отраслей. Третье – мы даже не представляли, когда запускали проект, какой стимул он даст технологическому развитию компаний…».
В этом смысле развитие механизма управления спросом станет одним из драйверов ускоренного технологического развития для участников проекта, создаст дополнительные условия для интенсификации технологического взаимодействия на базе самых прогрессивных ИТ-решений и тем самым сформирует определенный мультипликативный эффект в масштабах отдельных отраслей экономики.