Пасторальные мотивы глобального потепления
Проблемы изменения климата становятся все актуальнее по всему миру, и борьба с ними уже выходит за рамки ограничений деятельности и введения дополнительного налогообложения нефтегазовых компаний. Следующим на очереди стали предприятия сельского хозяйства. Например, сельское хозяйство и животноводство.
За антропогенные выбросы несет ответственность скот
Согласно исследованию школы управления “Сколково”, на транспорт приходится порядка 16% всех антропогенных выбросов парниковых газов, на сельское хозяйство — 13%, на нефтегазовый сектор — порядка 12%. Аналитики World Resources Institute пришли к еще более пессимистичным выводам. По их мнению, сельское хозяйство и производство продуктов питания обеспечивает 18% всех антропогенных выбросов парниковых газов.
По оценкам экспертов, животноводство ответственно примерно за 9% выбросов углекислого газа и до 40% — выбросов метана. По прогнозам, выбросы парниковых газов в секторе сельского, лесного и рыбного хозяйства за последние полвека выросли почти вдвое и могут увеличиться еще на треть уже к 2050 году.
Забавно, что наиболее «виноватыми» в большом количестве антропогенных выбросов парниковых газов являются не люди, а животные. В ходе их пищеварения кишечная ферментация обеспечивает до 40% эмиссий в этом секторе. В основном, выбросы производит крупный рогатый скот. Впрочем, не стоит приписывать еще один аргумент в пользу вегетарианства. Использование синтетических удобрений в овощеводстве и растениеводстве обеспечивает 13% эмиссии парниковых газов.
Наиболее опасны со стороны сельского хозяйства являются выбросы метана. Метан является вторым по значимости газом, ответственным за изменения климата, при этом выбросы 1 кг метана соизмеримы с выбросами 84 кг углекислого газа. По предварительным данным, в прошлом году концентрация метана в атмосфере достигла максимума за всю историю спутниковых наблюдений с 2003 г. Впрочем, метан “живет” в атмосфере гораздо меньше углекислого газа — всего около 10 лет, а не 300, так что замедлить изменение климата можно гораздо быстрее, если сокращать его выбросы.
Налог на коров
На прошлой неделе спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков предположил, что рано или поздно нас ждет введение налога на мясо. «Нам казалось, что углеродный налог — это далеко. Нам ввели налог, и мы задумались. По мере того, как температура на планете будет расти, модели будут пересматриваться в сторону других источников СО2. Например, сельское хозяйство. Это означает, что через несколько лет мы сначала будем громко возмущаться, а потом вынуждены будем, например, принять налог на мясо», — сказал он.
Минфин, впрочем, заявил, что не обсуждает и не рассматривает ни в каком виде введение налога на мясо в России. «Введение налога на мясо в России не планируется. Минфин России не готовит подобного рода поправок в налоговое законодательство, этот вопрос в целом не обсуждается и не рассматривается ни в каком виде», — сообщило министерство.
Сам Д. Песков позже пояснил, что имел в виду возможность ввода такого налога не для граждан, а для стран — экспортеров мяса. Он может вводиться как один из инструментов регулирования углеродного следа государств аналогично мерам, планируемым Евросоюзом. «Крупнейшим мировым производителем мяса, по-прежнему, остается Китай, на втором месте — Бразилия. Это одна из причин, по которой для России эта тема в данный момент неактуальна», — сказал он.
«Налог будет закрепляться в развитие политики углеродного следа, на уровне торговли квотами. Активное обсуждение в мире — скорее после 2025 года, при быстром росте температуры в мире, которая потребует пересмотра Парижского соглашения», — написал Д. Песков в соцсетях.
По его словам, для России предельно важными являются отсутствующая пока модель регенеративной экономики для сельского хозяйства с минимальным углеродным следом и выстраивание компенсирующей отрасли экономики, связанной с использованием белков.
«При всех сценариях, налог на мясо для граждан, ведущий к росту его стоимости, не появляется. Но для того, чтобы избежать такого роста рисков даже для государства, пунктом 3 надо заниматься сейчас, а не когда петух в очередной раз клюнет», – подчеркнул он.
Вегетарианство во имя мира
По мнению экспертов, снижение выбросов в животноводстве возможно разными путями. Например, можно развивать сектор синтетического мяса. Сейчас оно дороже натурального и отличается от него по вкусу, однако несомненно, что развитие технологий приведет к снижению цен на него и изменению качеств.
Еще одним драйвером сдерживания выбросов парниковых газов может стать глобальный сдвиг мирового потребления в сторону растительной пищи. Тринадцать молочных компаний в мире производят столько же выбросов, сколько вся Великобритания. Углеродный след потребителей мяса вдвое выше, чем у веганов. Конечно, весь мир не может стать вегетарианцами, но очевидно, что люди в XX-XXI веках едят значительно больше мяса, чем это было еще сто лет назад. Так, по данным ученых, потребление мяса европейцами сейчас вдвое выше нормы, а искусственное мясо хоть и не является углеродно-нейтральным, все же оказывает гораздо меньше воздействия на планету.
Однако у массового перехода на вегетарианство есть и обратная сторона — это тотальная нехватка сельскохозяйственной земли. Для выращивания 1000 килокалорий говядины нужно 119 квадратных метров земли — в сто раз меньше, чем, например, для картофеля, корневых овощей или тофу.
Исследователи уже предлагали внести изменения в Парижское соглашение по климату, предусмотрев в нем обязательства по прекращению роста поголовья скота, в первую очередь коров. Это позволит изменить рацион и вместо говядины использовать больше курятины и баранины. Например, козы производят меньше выбросов, чем коровы, и в ряде стран коровьи фермы уже начали заменять на козьи.
Еще одним вариантом решения проблемы может стать изменение корма коров для сокращения их метеоризма и, как следствие, выбросов метана. Коровы производят метан из-за микробов в желудке во время переваривания клетчатки. Например, европейская компания Mootral уже разработала для коров специальный корм с чесноком и цитрусовыми для борьбы с метеоризмом. Корм позволит сократить выбросы метана на треть, рассчитывает компания, а использующие его фермеры смогут участвовать в торговле выбросами парниковых газов. Кроме того, если кормить животных водорослями, то выбросы снижаются на 80%.
В любом случае, искать варианты снижения выбросов СО2 и метана в сельском хозяйстве нужно уже сейчас, так как очевидно, что через несколько лет проблема выбросов парниковых газов в сельском хозяйстве встанет также остро, как и в нефтегазовой отрасли. Но в отличие от промышленности, введение трансграничного налогового регулирования для продуктов питания может обернуться серьезными социальными потрясениями.