Топливная революция в транспортной отрасли: фокус на экологию
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Рост выбросов СО2 все сильнее стимулирует общество к поиску альтернативных видов топлива и изменениям в транспортном сегменте рынка
«Транспортный сектор является одним из основных эмитентов парниковых газов, из 51 млрд тонн [мировых] выбросов СО2 15% приходится именно на транспортный сектор, что все сильнее подталкивает общество к поиску экологически приемлемых решений в вопросах собственной мобильности. Главная революция, которая происходит на наших глазах, — это появление даже не новых видов транспорта, а новых видов топлива, двигателей», — заместитель генерального директора — руководитель дирекции Аналитического центра ТЭК ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Минэнерго России Денис Дерюшкин.
«Происходят колебания [объемов добычи нефти], но к 2025 году, конечно, будет рост. В связи с этим транспортный сегмент, конечно, требует изменений», — директор исследовательского отдела Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) Айед Аль-Кахтани.
ПРОБЛЕМЫ
Недостаточно развитая инфраструктура, малая активность муниципальных властей и негативное влияние пандемии
«В целом транспортный сегмент очень сильно пострадал [из-за пандемии], особенно авиакомпании. Почти на 80% упал объем их прибыли. По сути, было приостановлено авиасообщение. Даже в самых развитых странах ощущаются проблемы, в том числе связанные с недостатком вакцинации. В целом в транспортном сегменте определенное восстановление, но проблемы есть», — директор исследовательского отдела Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) Айед Аль-Кахтани.
«Вчера, подъезжая к дому, я не мог понять, где машину поставить. Инфраструктура — это не только заправки, но и парковки, и многое другое, о чем специалисты должны думать», — директор департамента нефтегазового комплекса Министерства энергетики Российской Федерации Антон Рубцов.
«На рабочем уровне, если говорим про муниципалитеты, конкретные предприятия-арендодатели, — активность их мала. На уровне местных властей нет программ по выделению земли под электрозарядные станции. Сейчас порядка 10% из нашей сети — это места, которые мы получили через Госуслуги. Остальные станции мы вынуждены ставить на коммерческих предприятиях… Нас воспринимают как коммерческого клиента, но мы можем платить только символические деньги в несколько тысяч рублей, поэтому от многих мест приходится отказываться… У нас есть рекордсмен на Камчатке, который предложил станцию за 50 тыс. в месяц [арендных платежей] поставить», — генеральный директор АО «Гидроинвест», директор департамента стратегических сделок ПАО «РусГидро» Дмитрий Беляев.
РЕШЕНИЯ
Развитие инфраструктуры, в том числе создание зарядной инфраструктуры для электромобилей
«В качестве основной цели к 2030 году мы видим создание неких правил от электропроизводителей — производство [электромобилей] к 2030 году должно быть не менее 10% от общего объема производства транспортных средств в стране. Как этого достигать — через создание зарядной инфраструктуры опережающими темпами. С 2022 до 2024 года предусмотрено выделение из федерального бюджета 8,1 млрд рублей на софинансирование создания такой инфраструктуры. Рассчитываем, что это позволит достичь цели», — директор департамента развития секторов экономики Министерства экономического развития Российской Федерации Максим Колесников.
«Должны появиться крупные хабы на периферии крупных городов, быстрые зарядные станции в торговых центрах и бизнес-центрах. <…> Очень важный момент: чтобы не создать технологическую угрозу устойчивости электросетевому комплексу, и создать инфраструктуру в тех местах, где она максимально будет необходима и востребована, нужно очень плотно работать с муниципальными властями и участвовать в градостроительных программах», — исполняющий обязанности заместителя генерального директора по цифровой трансформации ПАО «Россети» Константин Кравченко.
Стимулирование внутреннего спроса на электромобили
«Мы понимаем, что сейчас электромобили… более выгодны на этапе эксплуатации, их первоначальная цена, конечно, выше, чем аналоги с двигателями внутреннего сгорания, поэтому мы предусматриваем стимулирование спроса и предоставление скидки потребителю — это будет распространяться как на физлиц, так и на лизинг в размере 25%, но не более 625 тыс. рублей на электромобиль. <…> Мы предполагаем возможность использования льготных займов Фонда национального благосостояния, и через планы на локализацию автопроизводителей мы, по сути, формируем внутренний спрос на создание необходимой компонентной базы», — директор департамента развития секторов экономики Министерства экономического развития Российской Федерации Максим Колесников.
Развитие производств альтернативных видов топлива
«Сейчас 90% активов вложены в производства, которые снижают потребление углеродного топлива. Мы вкладываем колоссальные средства в развитие электротранспорта. Сейчас — около 1 млн электромобилей, к 2030 цифра значительно увеличится. Рынок очень велик. И мы фокусируем внимание на зарядных станциях… На данный момент работаем над новыми электрокомпонентами, которые позволяют аккумуляторам работать более 200-300 км. Также работаем над водородным топливом. Чтобы потребители могли выбрать и тот, и другой вариант топлива, мы должны параллельно развивать и электродвигатели, и двигатели на водородном топливе», — старший исполнительный вице-президент группы по международной деятельности EDF Беатрис Бюффон.
«Мы не “позеленели” настолько за прошедшие два года, чтобы отказаться от нефти и газа. Риторика следующая — действительно, государство поддерживает (и должно) развитие базовой опорной инфраструктуры во всех направлениях, а дальше бизнес сделает свое дело. По газомоторам мы сделали этот выбор в 2018 году, решили поддерживать все направления, но фокус с инфраструктурой. У нас сохраняется ценовой диспаритет, который делает газомоторное топливо более выгодным в сравнении с автобензином и дизелем», — директор департамента нефтегазового комплекса Министерства энергетики Российской Федерации Антон Рубцов.
Модернизация действующих нефтеперерабатывающих заводов
«У нас путь по развитию нефтепереработки лежит не в эмоциональном и политическом поле, а в абсолютно коммерческом и логическом. О чем говорят цифры, которые заложены в энергостратегию развития отрасли: спрос будет достаточно большой. Вопреки многим прогнозам он все равно на моторное топливо растет, даже на автобензин. Даже если в долгосрочной перспективе темпы будут замедляться или даже снижаться, все равно тот период, за который окупятся сегодня инвестиции в модернизацию НПЗ, явно больше горизонта 20 лет. Поэтому сегодня наша стратегия — модернизировать все неэффективные мощности, под это существуют специальные программы… Мы ожидаем, что в скором времени про такой термин, как неэффективные мощности, забудем в технологическом смысле», — директор департамента нефтегазового комплекса Министерства энергетики Российской Федерации Антон Рубцов.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org