Климатическое регулирование – с учётом новых вызовов и задач
Вопросы климатического регулирования обсудили участники «круглого стола» «Вопросы углеродного регулирования в топливно-энергетическом комплексе с учётом прогнозируемых решений по трансграничному регулированию», организованного 24.11.2021 г. комитетом Государственной Думы РФ по энергетике.
Климатическая повестка является одной из самых популярных в мире. Потому что в рамках борьбы с глобальным потеплением можно беспрепятственно решать любые вопросы политического и экономического характера. Так, анонсирование Евросоюзом введения трансграничного углеродного налога для импортируемых товаров вызвало широкую дискуссию в российском профессиональном сообществе. Чем ответить? Понятно, что необходимо проводить мероприятия по снижению углеродного следа. Но что ещё? Как вариант, многие законодатели и эксперты рассматривают возможность введения углеродного налога для предприятий внутри России, чтобы деньги, необходимые для решения экологических проблем, оставались в стране, а не уходилиза рубеж.
Не менее обсуждаемая тема касается создания национальной системы «зелёных» инструментов. Это более мягкий вариант углеродного регулирования. Но, во-первых, система должна быть хорошо продумана, а, во-вторых, она должна признаваться за рубежом.
Открывая заседание, председатель комитета ГД по энергетике Павел Завальный сказал о том, что любой сценарий углеродного регулирования, вводимый в нашей стране, имеет политическую, экономическую и нравственную основу. Никакой сценарий низкоуглеродного развития не должен затормозить развитие отечественной экономики и сделать жизнь россиян хуже.
Эту мысль продолжил заместитель Министра энергетики России Павел Сорокин. Он напомнил, что в электроэнергетике снижение выбросов парниковых газов (прежде всего, СО2) напрямую зависит от уровня энергоэффективности. Чем выше энергоэффективность – тем ниже углеродный след. Энергоэффективность достигается за счёт новых технологий. При этом важно, чтобы все затраты на мероприятия в пользу сохранения климата не стали непосильной тарифной ношей для потребителей.
Замминистра сказал о том, что сейчас идёт формирование планов по реализации низкоуглеродной стратегии, в том числе в ТЭК, на долю которого приходится 50% всей чистой эмиссии выбросов (эквивалента СО2) в России (а это — 1,6 млрд. т).
Замминистра назвал основные резервы снижения СО2 на сегодняшний день. Они лежат в области добычи угля, транспортировке метана, утилизации попутного газа и т.д. Рассказал о новых технологиях улавливания и закачки СО2 в резервуары для хранения.
Обладая одним из самых чистых энергобалансов в мире, Россия будет продолжать идти по пути развития чистой энергетики: к 2050 г. существенно увеличится доля ВИЭ и атомной энергетики, однако в абсолютных объёмах доля традиционной энергетики не уменьшится, поскольку потребление энергии к этому времени вырастет в 1,5 раза.
Приняв к сведению информацию замминистра энергетики, П. Завальный обратил внимание на то, что все наши большие планы и проекты не амбициозны и требуют пересмотра. Достаточно посмотреть на Программу ДПМ’ под названием «Модернизация ТЭС», которая, по сути, ничего общего с модернизацией не имеет. Это – позор, а не программа. В связи с чем, для отборов проектов на 2028 год по программе КОМмод председатель комитета ГД по энергетике предложил ввести более жёсткие требования к участникам.
«Мы пересматриваем стратегии и программы с учётом новых вызовов и задач,- пояснил П. Сорокин. –Под новые цели будет переработан и основополагающий документ — Энергетическая стратегия России до 2035 года».
Генеральный директор ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Алексей Кулапин рассказал об основных трендах энергоперехода, сложившихся в мире. Это – ускоренное развитие ВИЭ (мощности солнечной и ветряной энергетики растут более чем на 200 ГВт в год) – уже в следующем году 90% новых мощностей, введённых в мире придётся на ВИЭ; строительство накопителей и систем хранения электроэнергии, прежде всего ёмкостного типа – уже в следующем году ожидается резкий рост накопительных комплексов, присоединённых к энергосистемам; увеличение доли электромобилей – которая к 2050 г. достигнет 95% от всего автопарка; развитие водородной энергетики преимущественно с технологией получения голубого и зелёного водорода.
Россия в целом следует данным трендам. В области ВИЭ ставится задача развития и отработки лучших технологий, востребованных на международных рынках, а также строительство ВИЭ-генерации в труднодоступных районах страны.
Говоря о расчёте углеродного следа, А. Кулапин подчеркнул: для того, чтобы наши углеродные единицы признавались в ЕС, нужно создать систему верификации выбросов парниковых газов. И предпосылки для этого созданы в виде законодательных документов и подзаконных актов. РЭА ведёт работу по получению аккредитации в области верификации углеродного следа компаний и валидации климатических проектов.
Заместитель председателя правления Ассоциации «Свет рынка», главный редактор журнала «Вести в электроэнергетике» Олег Баркин привёл любопытные цифры: в двадцатке стран с самыми крупными энергосистемами в мире Россия по показателю «низкоуглеродная генерация» занимает 9-е место, что очень неплохо. Рассматривается вопрос об увеличении доли низкоуглеродной энергии до 55-57% в энергобалансе страны.
При этом О. Баркин заострил внимание на том, что нужно знать российским компаниям для декарбонизации энергопотребления? Прежде всего – сколько на произведённый киловатт-час, который они использовали, произошло выбросов? Это легко узнать в интернете.
Заинтересованным в переходе на низкоуглеродное развитие потребителям нужно использовать «зелёные» инструменты, которые позволят снижать косвенные выбросы ПГ, решать задачи устойчивого корпоративного развития, создать «зелёный имидж», вести «зелёный» маркетинг, наращивать клиентскую базу.
В настоящее время «СР» совместно с участниками рынка пытаются довести до работоспособного состояния методику расчёта косвенных выбросов ПГ. На сайте АТС в рамках пилотного проекта начата публикация коэффициентов и динамики выбросов.
Чтобы ввести в оборот зелёные инструменты, требуется внести ряд изменений в законодательство, которые позволят обеспечить законность и правовой защиты сделок в ними, дадут определение национальных сертификатов и установят правила их обращения, определят правила налогообложения с «зелёными» инструментами и т.д.
В конце О. Баркин согласился с П. Завальным, что в России нужно разрабатывать мягкие и жёсткие инструменты углеродного регулирования, иначе нам будут диктовать условия другие.
Директор Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО Ирина Гайда сказала о том, что в России ещё не развита межотраслевая кооперация в части снижения углеродного следа. Этим нужно заниматься. Нужно также вести просветительскую работу среди промышленных компаний по энергопереходу. Энергопереход – дорогое удовольствие, но ведь речь идёт о сохранении планеты. На что в аудитории не преминули заметить: обучение в школе СКОЛКОВО стоит 8 млн. Это и вправду дорого. Мало какая компания готова выложить такую сумму за обучение своих сотрудников. Куда проще обратиться в профильные вузы — там тоже неплохо учат. Представитель СКОЛКОВО возразила, что их курс стоит 120 тыс. руб. на человека. Кроме того, школа реализует и бесплатные просветительские проекты.
О необходимости внедрения более дешёвых и эффективных, чем ВИЭ, чистых энергоисточников сказал в своём выступлении начальник Управления ПАО «Газпром» Александр Ишков. Речь идёт об использовании вторичных энергоресурсов. На такие проекты государству необходимо обратить внимание и поддержать их развитие. О том, какие проекты по снижению выбросов СО2 реализуются на Сахалине рассказал министр энергетики Сахалина Михаил Гумяко. Всего выступили 19 человек (в том числе представители Росатома, НОВАТЭК, Лукойла, РусГидро, МЭИ, Института проблем естественных монополий и пр.) из 29 желающих. Все предложения, прозвучавшие в ходе дискуссий, будут обработаны. Рациональная их часть войдёт в проект Рекомендаций «круглого стола».