«Россети ФСК ЕЭС» внедрила уникальную отечественную разработку для повышения качества электроэнергии в Забайкалье
Пилотный проект реализован на подстанции «Россети ФСК ЕЭС» 220 кВ «Жирекен», которая обеспечивает электроснабжением забайкальский участок Транссибирской магистрали. На объекте внедрен экспериментальный образец модульного преобразовательного устройства, разработанный специалистами собственного R&D-центра компании (АО «НТЦ ФСК ЕЭС»). Задачи оборудования – стабилизация напряжения, уменьшение несимметрии и высших гармоник, возникающих в сети питания тягового железнодорожного транзита.
В настоящее время для повышения качества электроэнергии в магистральных сетях применяется сразу несколько видов оборудования, решающего, как правило, точечные задачи: статический тиристорный компенсатор, управляемые реакторы, фильтрокомпенсирующие устройства и пр. Установленный на подстанции 220 кВ «Жирекен» преобразователь мощностью 10 Мвар позволяет устранить весь комплекс проблем.
Разработка позволила улучшить качество электроэнергии в сетях 10, 110 и 220 кВ. В перспективе подобные устройства планируется использовать для комплексного повышения качества энергоснабжения в системах с нелинейными и несимметричными нагрузками в других регионах, где в числе потребителей тяговые подстанции РЖД, горнодобывающие и металлургические предприятия с дуговыми или электролизными печами.
Подстанция 220 кВ «Жирекен» мощностью 126 МВА обеспечивает электроэнергией центральную часть Забайкалья. В зоне обслуживания находится территория с населением более 30 000 человек. В конце 2021 года «Россети ФСК ЕЭС» завершила реконструкцию центра питания, в рамках которой было построено новое здание общеподстанционного пункта управления, модернизированы системы собственных нужд и пожаротушения.
РЖД – один из крупнейших потребителей электросетевого комплекса. На Дальнем Востоке сейчас реализуется комплекс проектов, нацеленных на развитие Восточного полигона железных дорог. В прошлом году в Приморском крае введен в работу 250-километровый энерготранзит 220 кВ «Лесозаводск – Спасск – Дальневосточная», который позволил обеспечить мощностью финальный участок Транссиба. В ближайшее время в регионе будет введен новый центр питания 220 кВ «Находка» для развития железнодорожных подходов к одной из крупнейших на Дальнем Востоке портовых зон.