Доступная энергия для населения
Директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Андрей Максимов представил проект Концепции развития розничных рынков электрической энергии и проект Плана мероприятий (дорожной карты) по вопросам функционирования электроэнергетики и гарантированного обеспечения доступной электрической энергией населения.
Во главе угла при ее разработке стоит задача обеспечения доступности электроэнергии потребителям. Основные направления:
– технологическая доступность: срок, стоимость и удобство процедуры технологического присоединения;
– гарантированное энергоснабжение: наличие специального субъекта-гарантирующего поставщика, обязанного заключить договор купли-продажи (энергоснабжения) с любым потребителем;
– экономическая доступность: приемлемый уровень стоимости электроэнергии как для граждан, так и для хозяйствующих субъектов.
Что касается обеспечения удовлетворенности потребителей, на нее влияют два ключевых параметра:
– надежность энергоснабжения, которое обеспечивается сетевой инфраструктурой, в том числе владельцами сетевых объектов или электрооборудования, участвующими в процессе доставки до потребителя, но не имеющими статуса сетевой организации;
– качество обслуживания, обеспечиваемое ключевыми игроками на этапе заключения и исполнения договоров, рассмотрения обращений потребителей и устранения возникших проблем.
Ключевым звеном трансформации модели розничных рынков электроэнергии станет формирование механизмов свободного выбора потребителями поставщиков услуг энергоснабжения и равных условий деятельности независимых энергосбытовых компаний и гарантирующих поставщиков. Для этого потребуется переход к более сложной, комплексной модели, организация некоей торговой площадки купли-продажи электроэнергии.
Поскольку оптовый рынок электроэнергии и мощности функционирует как рынок крупных профессиональных игроков, механизмы создания региональных торговых «среднеоптовых» площадок, на которых будут заключаться сделки между производителями оптового рынка и потребителями розничного рынка, могут быть использованы как возможность неквалифицированным потребителям найти поставщика с подходящей ценой.
Операторами таких площадок могут быть гарантирующие поставщики, что позволит использовать уже готовую инфраструктуру, информацию и опыт субъектов рынка. Гарантирующий поставщик уже де-факто выступает в роли коммерческой инфраструктуры розничного рынка в своей зоне деятельности, организация торговой площадки купли-продажи электроэнергии будет являться естественным продолжением этой функции. При этом в качестве оператора таких торговых площадок могут быть рассмотрены иные субъекты, при наличии к тому оснований.
Одним из базовых требований к конкурентному развитию розничных рынков электрической энергии является обеспечение технологической доступности электроэнергии через урегулирование срока, стоимости и удобства процедуры технологического присоединения потребителей к электрическим сетям сетевых организаций. Эти механизмы совершенствуются.
Для повышения надежности энергоснабжения предполагается создание института системообразующей ТСО со следующим функционалом:
– оказание услуг по передаче электроэнергии всем потребителям в регионе (иные ТСО будут лишены такого права);
– подхват сетей экс-ТСО на основании обязательного договора, если сети не переданы в действующую ТСО; подхват бесхозяйных сетей;
– устранение нарушений энергоснабжения в бесхозяйных объектах и сетях ТСО, сил и средств которых недостаточно.
Член Правления Ассоциации «НП Совет рынка» Олег Баркин рассказал оразвитии инструментов функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности. Повышение эффективности использования генерации должно идти по трем направлениям:
– снижение платы за мощность для простаивающего длительное время оборудования, вовлечение в хозяйственный оборот невостребованных мощностей;
– совершенствование поставки по свободным двусторонним договорам;
– систематизация и регулирование механизмов поддержки инвестиционных проектов.
Резерв в энергосистеме необходим, но его состав и количество должны быть оптимизированы до экономически обоснованного уровня. Рынку мощности необходимы стимулы к повышению загрузки оборудования. Предложения Совета рынка:
– дифференциация оплаты мощности в зависимости от востребованности;
– внедрение механизма конкуренции за включение в резерв, стимулирующего его наиболее эффективное формирование.
Что касается усовершенствования механизма поставки электроэнергии по свободным двусторонним договорам, основная причина их низкой востребованности – низкий уровень рыночных рисков, низкая волатильность цен, гарантированность поставки. Новым драйвером развития двусторонних договоров на рынке могут стать «зелёные» и «инвестиционные» договоры.
Говоря о систематизации мер поддержки инвестиционных проектов, Олег Баркин назвал несколько проблем:
– значительное количество видов инвестиционных механизмов и надбавок, в том числе «нерыночных»;
– наличие в надбавках нагрузки от других отраслей;
– бессистемное принятие решений по вводу каждой новой «надбавки»
Необходимо создание системы приоритезации надбавок и алгоритма выбора проектов, определение администрирующего органа.
Заместитель Председателя Правления Ассоциации «НП Совет рынка» Сергей Лебедев обозначил три тренда, которые будут определять движение рынка:
– внедрение интеллектуальных систем учета и выход на оптовый рынок большего количества игроков;
–развитие распределенной генерации и, как следствие, снижение полезного отпуска в системе;
– участие розничных потребителей в управлении спросом.
Отдельно Сергей Лебедев коснулся проблемы перекрестного субсидирования. Сегодня конкуренция на розничных рынках ограничена сохранением перекрестного субсидирования населения. Сбытовая надбавка гарантированного поставщика составляет 4-7% от конечной цены, и именно это и формирует конкуренцию. При этом в обозримой перспективе отхода от перекрестного субсидирования не планируется, необходимо его совершенствование.
Для населения и приравненных к нему категорий потребителей «дорожной картой» предлагается сохранить одноставочный тариф с тарифным меню, учитывающим стоимость потребления электрической энергии в разное время суток и объем потребляемой электрической энергии. Также предлагается на уровне регионов выделить объемы электропотребления по группе потребителей «население» для исключения использования льготных тарифов на электрическую энергию для осуществления предпринимательской деятельности.
Член Правления, директор по энергетическим рынкам и внешним связям АО «Системный оператор ЕЭС» Андрей Катаев коснулся запуска целевой модели управления спросом, которая должна заработать со вступлением силу соответствующего закона. Проект федерального закона направленный на внедрение целевой модели, принят в первом чтении в декабре 2022, идет подготовка к вынесению в Государственную думу на второе и третье чтение.
Проект постановления Правительства Российской Федерации направленный на развитие норм заложенных в проекте федерального закона, проходит процедуру согласования в федеральных органах исполнительной власти, опубликован на Федеральном портале проектов НПА для общественного обсуждения. Ориентировочная дата выхода постановления – октябрь 2023 года.
Ведётся разработка регламентов взаимодействия Системного и Коммерческого оператора, методик определения предельной стоимости совокупного объема оказания услуг и определения планового объема снижения потребления.
Председатель Правления Ассоциации Гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая представила несколько выводов, касающихся развития рынков электрической энергии.
Существует запрос на оптимизацию использования генерации и сетевой инфраструктуры. Рост потребления электроэнергии в РФ в 2011-2021 годах оставался умеренным. По ряду регионов темпы роста спроса превышали страновые в 2 – 10 раз, что требует отдельного внимания к развитию сетевого комплекса для обеспечения надежности.
Средняя загрузка станций составила 51%. Высокий уровень резервов позволил поддерживать надежное электроснабжение даже в условиях экономии ресурса парка парогазовых установок (порядка 20 ГВт), обусловленной уходом западных поставщиков сервиса газовых турбин. При этом треть объектов ДПМ имеют загрузку ниже среднего по РФ, что требует создания стимулов для повышения их загрузки, либо системы штрафов за низкую эффективность.
Также есть запрос на качество обратной связи при нарушениях надежности и качества. В отсутствии интеллектуальных систем учета у потребителей нет возможности для простой фиксации фактов нарушения. По мере внедрения интеллектуального учета эта ситуации изменится. Из-за механизма регрессных исков, которые, как правило, удовлетворятся в судебном порядке, гарантирующие поставщики не имеют возможности для простого удовлетворения претензий потребителей. Много нарушений происходят вне сферы электроэнергетики (многоквартирных домах, садоводческих товариществах), но для потребителя отсутствует такое понимание границ ответственности. Необходимо создание простой системы ответственности за качество и надежность энергоснабжения и усовершенствование правоприменительной практики досудебного урегулирования разногласий и убытков в цепочке «потребитель – гарантирующий поставщик – сети».
Что касается развития конкуренции, из-за низкой доли свободных двусторонних договоров ценовая оптимизация в результате конкуренции ограничена сбытовой надбавкой ГП. Однако необходимо дать потребителям, в том числе остающимся на обслуживании у гарантирующих поставщиков, возможность участия в новых рыночных сегментах и влиять как на цену, так и на условия поставки через управление спросом, зеленые инструменты, микрогенерацию, более гибкое ценовое меню.
Эволюция в части упрощения входа на ОРЭМ с внедрением интеллектуальных систем учета в долгосрочной перспективе усилит конкуренцию за потребителей в связи со снижением издержек потребителя на смену поставщика.
При сохранении большого числа потребителей на обслуживании у гарантирующих поставщиков необходимо повышение стандартов их деятельности, включая работу с жалобами потребителей.
Заместитель директора Ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерий Дзюбенко, озвучил предложения промышленных потребителей энергии по повышению эффективности электроэнергетики. По мнению Ассоциации, попытки достичь повышения эффективности электроэнергетики через решение отдельных вопросов не даёт заметного результата. Продуктивнее было бы устанавливать экономические показатели эффективности отрасли и ответственность регуляторов. Среди таких показателей могли бы быть:
– темп роста конечной цены электроэнергии (мощности) не выше годовой инфляции;
– оптовая одноставочная цена электроэнергии (мощности) не выше цены альтернативного источника электроснабжения объекта распределенной генерации;
– снижение доли расходов на электроснабжение в ВВП до уровня стран БРИКС с учетом паритета покупательной способности;
– повышение энергоэффективности электроэнергетики.
По итогам круглого стола комитет Государственной Думы по энергетике будет рекомендовать Правительству РФ:
–утвердить проект «дорожной карты» по вопросам функционирования электроэнергетики и гарантированного обеспечения доступной электрической энергией населения;
– ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу поправок к проекту федерального закона № 196167-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» (в связи с введением атрибутов генерации и сертификатов происхождения электрической энергии);
– ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу поправок к проекту федерального закона № 212399-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» (об особенностях регулирования деятельности отдельных субъектов электроэнергетики на оптовом рынке электрической энергии и мощности).
Федеральной антимонопольной службе совместно с Министерством энергетики РФ:
– рассмотреть вопрос изменения системы тарифообразования на электроэнергию, в том числе переход на двухставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не отнесенных к населению и приравненных к нему категорий, включающий в себя в плату за максимально заявленную мощность и плату за фактическое потребление электрической энергии и потери;
– для категории населения и приравненных к нему категорий потребителей сохранить одноставочный тариф с тарифным меню, учитывающим стоимость потребления электрической энергии в разное время суток и объем потребляемой электрической энергии, а также дифференцировать тарифы потребителей в зависимости от категории надежности и ответственности сетевых организаций за нарушение показателей качества и надежности;
– рассмотреть возможность сокращения групп потребителей, приравненных к категории населения, предусмотрев для исключаемых групп потребителей переходный период для применения двухставочного тарифа, а также выделения объемов электропотребления по группе потребителей «население» для исключения использования льготных тарифов на электрическую энергию для осуществления предпринимательской деятельности.
Министерству экономического развития РФ совместно с Министерством энергетики РФ и ФАС:
– определить целевые ориентиры снижения размеров предельных объёмов перекрёстного субсидирования в электросетевом комплексе по годам в разрезе субъектов Российской Федерации, с ежегодным темпом сокращения перекрёстного субсидирования не менее 15%;
– рассмотреть предложение участников «круглого стола» о переносе объемов перекрестного субсидирования тарифов для населения и приравненных к нему категорий на оптовую стоимость электрической энергии и мощности и его распределении между всеми потребителями, в том числе присоединенными к ЕНЭС.
Комитету Государственной Думы по энергетике:
– доработать проект федерального закона № 196167-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и проект федерального закона № 212399-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» с учетом поступивших поправок и внести их на рассмотрение Государственной Думой во втором чтении в установленном порядке;
– вынести на рассмотрение Государственной Думой проект федерального закона № 362749-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» для его принятия в установленном порядке.