Российская нефть в 2023 году по задумке западных стран должна была находиться под давлением так называемого ценового потолка и продаваться по цене не выше $60 за баррель. Однако, как следует из опубликованной статистики Минфина, средняя цена на нефть основной российской марки Urals в январе-декабре 2023 года сложилась на уровне $62,99 за баррель.

Стоит отметить, что этот показатель отражает не цены реальных сделок, которые, как правило выше, а виртуальные значения, которые высчитывает для Минфина агентство Argus. И даже по этому показателю стоимость российской нефти оказалась выше установленного «потолка».

«Потолок, разумеется побежден, поскольку хороший процент сделок не нуждался в страховке западных страховых компаний. Поэтому логично будет утверждать, что потолок не столько побежден, сколько «пробит», — отметил ИнфоТЭК приглашенный профессор Российской экономической школы Александр Маланичев @technology_vs_geology.

Сохраняющаяся разница между Urals и Brent, по его словам, в первую очередь обусловлена скидками за выход на новые рынки и более дорогим фрахтом, чем потолком. В 2024 году стоит ожидать высокой цены на нефть, считает эксперт.

В середине декабре 2023 года нефтяные котировки на мировых рынках перешли к снижению. Так, например, в ходе торгов в начале января стоимость Brent опускалась ниже $75 за баррель. В то же время утром 10 января стоимость нефти начала расти после публикации данных Американского института нефти (API), которые показали очередное снижение запасов в США. Стоимость мартовских фьючерсов Brent на лондонской бирже ICE Futures достигла $77,9 за баррель.

Маланичев считает, что нефть Brent, несмотря на пессимистичные настроения в начале года, в 2024 году будет торговаться выше $80 за баррель.

«Несмотря на то, что многие инвестдома ухудшили свой взгляд на 2024 г, я придерживаюсь того, что цена на нефть в текущем году окажется в среднем выше $80/барр.», — отметил он.

Позитивный взгляд на рынок, по его мнению, поддерживают следующие факторы: сокращение добычи ОПЕК+, начало цикла снижения процентной ставки в США и, возможно, в ряде других стран, ограничение инвестиций в добывающую отрасль из-за зеленой повестки, замедление роста добычи сланцевой нефти в США, приобретение нефти в стратегические резервы США.

«Ключевые неопределенности прогноза связаны с замедлением роста мировой экономики, геополитической напряженностью вокруг Тайваня, Ближнего Востока и других горячих регионов», — добавил эксперт.